Рецензия на альбом "Хна" группы Ленинград
Весной 2011 года выше четырнадцатый альбом «Ленинграда», и у меня наконец-то добрались руки ознакомиться с этим музыкальным шедевром нашей сцены. Могу сказать, что я поначалу обрадовался – после того, как в 2008 году по инициативе самого Шнурова группа перестала существовать, откуда-то появился странный проект «Рубль» – я уже было и не надеялся услышать что-то новое от этого коллектива. Однако в 2011 году “Ленинград” не только объявили о своем воссоединении, но и о выпуске нового альбома.
Выпуск происходил как-то странно: было много слухов о том, что в треках слишком много… джаза? И джазовой бэк-вокалистки Юлии Коган, которая поет даже больше самого Шнурова. Еще на сайте группе был проведен опрос по поводу названия альбома – «Поп и балда», еще какие-то варианты предлагались. В итоге проект был назван просто и незамысловато – по цвету волос самой Юлии – «Хна». Ну «Хна» так хна, лишь бы музыка была хорошей. А вот с этим все странно и стремно.
С одной стороны, альбом написан в лучших традициях группы – много экспрессии, много мата, много пофигизма. К тому же он несколько недель был в чартах настоящим хитом.
А с другой стороны, не поймите меня неправильно, я ждал Шнурова. Юлия Коган – девушка, без сомнения, эффектная, но с ней композиции выглядят скорее пародиями на музыку, чем являются таковой. Да и когда миловидная девушка поет «я так люблю, когда большой и толстый х.. во мне» – это уже становится вульгарным. Инструментальное сопровождение под стать – какие-то осатаневшие дудки, орущая дурным голосом гитара, совсем не к месту «ионика» – все это кажется настоящей какофонией. Шнуров в собственных песнях признается, что культура закончилась и он все освистывает. Осмеивает – себя, творчество, музыку. Быть может, это такая самоирония? Логично, что все это заканчивается достаточно красивой композицией, в котором вся планета посылается хором. В буквальном смысле словом хором – хоровое пение здесь очень хорошо поставлено, ничего нельзя сказать.
Все время хочется спросить – что это? Стеб на эстраду, в сторону которой явно сменился Шнуров? Или художник все-таки хочет нам что-то всем этим сказать? Но что именно? Вот когда начинаешь задаваться такими вопросами, а в песнях не находишь ответов – это плохой звоночек. Одно лидеру “Ленинграда“удалось на все сто: привлечь к себе внимание озадаченной всем этим явлением публики. Кое-кто вообще не до конца понял, вернулся ли он в собственную группу. В общем, если это все было направлено на то, чтобы заинтриговать – могу только поздравить: браво, удалось! Вот только со всем остальным получилось как-то не очень, по-моему.
Но давайте посмотрим по композициям – может быть, все не так уж и грустно? «Сладкий сон» может оторвать знатные аплодисменты в номинации «шок года». Мои уши привычны ко многому, но когда недвусмысленное обращение к мужскому органу несется так откровенно и без какой-либо завуалированности со сцены – невольно задаешься вопросом: а что дальше? Откровенная демонстрация этого самого? Или, быть может, процесса?
Еще одна песня в ту же степь «Прощай». Чувствуется, что девушке все надоело, хотя Шнуров, конечно, сказал бы конкретнее. Чувствуется, что всем показывают крупным планом средний палец. А дальше что? А кто его знает, мягко выражаясь – потому что после этой песни даже бывалому матерщиннику, думаю, какое-то время захочется выражаться как-то мягче – хотя бы для контраста.
На ту же тему и в том же ключе звучит «Надоел». Кажется, где-то в Сети есть более эксцентричный вариант песни с другим названием, но искать его даже не хочется – увы, песня после прослушанного «Прощай» выглядит какой-то однотипной. И на этой же волне можно прослушать еще несколько песней с Юлей – «Огонь и лед», «Maybe», и, конечно же, «Автопилот». В отношении «Maybe» не буду оригинальным – произведение мне тоже напомнило Ладу Дэнс в ее худшие времена и далеко не в лучшем состоянии. А некоторые моменты – и совковскую эстраду. Зачем? Об этом, я думаю, надо спросить самого лидера группы.
Без сомнения удачной и шнуровской в лучшем смысле этого слова является композиция «К.Ф.П.Р.» – за нее можно простить многое. Например, весь остальной альбом. Здесь Сергей откровенно признается в том, что им был прое… рок-н-ролл, и вообще недоумевает – а чем тут, собственно, речь? Никто объяснить внятно не может, так что все хорошо, наверное. Но слушать песню весело – она задорная, остроумная, социальная – так что при ее прослушке невольно вырывается вздох облегчения: ура, Шнуров не разучился писать нормальные, свои песни! Он может! А это значит, что есть шанс, что будет. Что ж, поживем – увидим.