Музыка как основа морального становления юной личности
Действительно, если внимательно пронаблюдать за тем, как музыка воздействует на ребенка, можно заметить ее эффективность, которая часто превышает даже эффективность разговоров или указов. Она вызывает сопереживание гораздо сильнее, чем наши слова.
Воспитать и поддержать интерес к традициям и обычаям различных народностей можно через пение, танцы, хороводы и музыку. Большое количество музыкальных жанров помогает принимать и понимать разные образы персонажей и передает лирическое настроение, юмор. Чувства, возникающие во время слушания музыки, насыщают переживания ребенка и его внутренний мир в целом.
Когда ребенок участвует в коллективном пении, танцах или даже простых играх, он воспринимает коллективные эмоции как свои. Одновременно с этим он может отдавать собственные чувства в эту атмосферу и воспринимать нечто новое, неизведанное ему ранее, что может существовать только при совместной деятельности. Таким образом, он обогащает себя изнутри и способен обогатить эмоционально другого человека, прикладывая усилия для выполнения общего дела наравне со всеми другими участниками. Единый труд и общие переживания не только сближают, но также воспитывают и развивают индивидуально каждого ребенка! Пример окружающих, радость деятельности активизируют робких, нерешительных, тогда как излишне самоуверенных затормаживают и заставляют их ориентироваться на группу.
Занятия музыкой влияют на поведение малыша. Разнообразие заданий (пение, восприятие музыки, инструментальная игра, танцы) требует внимания, сообразительности, быстроты, воли. Все это помогает развитию высших психических функций. Значит, любого рода деятельность, которая так или иначе связана с музыкой, необратимо создает и условия, необходимые для формирования нравственных качеств.
Также музыка, наравне с другими видами искусства, несет в себе и познавательный компонент. То есть она может помочь ребенку увидеть и немного даже понять все процессы и явления, которые он уже успел встретить в своей жизни, а также дает представление о том, что его ждет впереди. При этом она формирует у него творческое видение мира, активизирует его фантазию и раскрывает все заложенные природой способности, развитие которых родителям следует обязательно поощрять и поддерживать.
Очень полезны для ребятишек занятия музыкально-ритмической деятельностью, так как она включает в себя все элементы танца, пения и проявления фантазии. Танец, народная пляска и театральная постановка побуждают детей на изображение какой-то жизненной ситуации, чаще всего сказочной (хотя все сказки, пусть и оторваны от реальности, тесно переплетены с ней и способны отразить детальнее, чем любая взрослая литература), где им следует обыграть персонажей, используя движения, мимику и речь.
Таким образом, музыка, действительно, способна сформировать морально-нравственный облик будущей взрослой личности, а особенно она становится эффективна в этой своей функции при комбинировании ее с другими видами деятельности (пение, танцы, игры).