Превращение в волка

Необъяснимо, но факт

08:46
194
Превращение в волка

Волк — прототип воинов-оборотней. Представление о том, что люди могут превращаться в животных или птиц, распространено по всему земному шару и происходит от древних, а у некоторых народов Африки, Америки, Азии и Океании до сих пор живых тотемических верований. Европейцы почему-то особенно любили рассказы о превращении в волков. Вурдалаками «становились» преимущественно мужчины. Однако не во всех странах. В польских легендах, например, женщины-волчицы даже рожают детей, имеющих вполне человеческий облик.

Легенды о вурдалаках на рубеже ХIХ-ХХ веков были очень популярны во многих регионах страны. Ещё в 80-90-х годах ХХ века этнологи и фольклористы записывали такие рассказы. Повезло записать такой рассказ и автору этих строк от выходцев из поселка Базар, что на Житомирщине.

Кстати, Полесье славится вурдалаками еще с V веке до Н.Э. Тогда «отец истории» Геродот писал о тамошнем народ невров: «Этих людей подозревают в том, что они колдуны. Потому скифы и эллины, живущие в Скифии, говорят, что один раз в год каждый из невров становится волком на некоторое время, а затем возвращается и снова становится человеком». В русских легендах вурдалаки обычно делятся на «врожденных» и «приобретенных». Среди «врожденных», в свою очередь, выделяется группа колдунов, которые могут управлять своей ликантропией (то есть оборачиванием в волков) сами. Рассказчики описывают их как злых, кровожадных лиц, которые по собственному желанию, преимущественно ночью, превращаются в волков и нападают на людей и скот. Часто они собирают стаи настоящих волков и проводят разбойничьи нападения на села.

Есть разные способы стать волком. Врожденный вурдалак в уединенном месте, чаще всего в лесу, забивает в землю колышек или пять колышков (по числу конечностей и хвоста) и особым образом перепрыгивает через них. Может также воткнуть в землю топор или один или два ножа лезвиями вверх и перекинуться через них. Или произнести особое заклинание. Врожденными оборотнями-колдунами выступают в древнерусских летописях и «Слове о полку Игореве» князья Олег и, особенно, Всеслав Полоцкий, а также эпические герои Волх Всеславович, Вольга (в русских былинах), князь Вук Гругрович (в сербских богатырских песнях) и запорожский атаман Иван Сирко. Здесь мы имеем дело с проникновением в эпос, литературу и летописание древнейших мифологических представлений.

Кроме «сознательных колдунов», к «врожденным» вурдалакам относятся и «вынужденные». Они невольно становятся волками, когда на небе появляется особая звезда или наступает определенная фаза луны или время года. Например, на Юрия человек становится волком, а на зимнего Николая снова оборачивается человеком, или же может быть днем человеком, а ночью волком. Часто эти люди очень страдают от своего проклятья, не желают превращаться в зверя, но не имеют средств бороться с этим бедствием. Люди рождаются вурдалаками главным образом потому, что их родители или дальнейшие предки совершили какой-то грех.

«Деланные» вурдалаки сильно отличаются от «врожденных». Такие люди становятся волками лишь раз в жизни и на время, после чего снова, теперь уже навсегда, превращаются в людей. Делают такое с людьми ведьмы, колдуньи, а также врожденные вурдалаки. В зонах межэтнического пограничья бытует поверье, что вурдалаки — это представители соседнего народа. Например, в Прибалтике еще в начале ХХ века считали, что вурдалаки не иначе как русские поселенцы. Так же считали в Слободской Украине. Русские наделяли такими свойствами народ коме. В большинстве случаев «деланными» вурдалаками становятся ребята брачного возраста. Например, в волка превращают парня, который покинул девушку, с которой должен был жениться. Совершает такое специально приглашенная ведьма, которую позвала девушка. Либо сама девушка. Распространены сказания о превращении в волков целого свадебного застолья, совершенное злым, завистливым колдуном, которого не пригласили на свадьбу. Известны случаи, когда вурдалаками становились парни, которые переодевались «волками», чтобы напугать девушек. Иногда волком делала своего мужа женщина, чтобы избавиться от него ради любовника. Для превращения кого-либо в волка нужны особые действия и орудия. Скажем, нужно накинуть на парня волчью шкуру, иго или ленту, связать на него специальный пояс. Бывало, что колдун просто расстилал на дороге «жертвы» скрученный пояс или вонзал в землю нож. Иногда он давал выпить какое-то зелье. Акт превращения человека на волка осуществлялся, как правило, на пороге дома, в дверях, на перекрестке дорог или в других подобных местах, где, по поверьям, мир людей сталкивался с миром нечистой силы.

Время оборачивания человека в волка также отмечено некоторой сакральностью. Это делается во время церковной службы, на Пасху, весной (весна, в соответствии с давней славянской традицией, является периодом наступления нового года) и в другое похожее время. Своим видом вурдалаки почти не отличаются от настоящих волков. Однако рассказчики «замечали», что ноги у них толще. На том месте, где должен быть пуп, завязан узелок, вдоль спины и живота может быть белая полоса (если это был кто-то из свадебного застолья). Живут вурдалаки в лесу, реже — в поле, в вырытом логове или норе.

Жизнь «приобретенных» вурдалаков очень нелегка. Лесные волки принуждают их себе служить, грызут и кусают. Польский, словацкий и, намного меньше, украинский фольклор вспоминает о сексуальной агрессивности вурдалаков к женщинам. По рассказам, вурдалаки, живущие с волками, питаются мясом подстреленных диких и домашних животных или даже людей. Иногда они едят только печень (которая, кстати, считается местом нахождения жизненных сил), часто только лошадиную. По другим легендам, пищей им служат найденные крошки и кусочки хлеба. Или они просто облизывают места, за которые брались руками люди. В таких случаях они истощаются и худеют. Эти вурдалаки, как правило, живут отдельно от волков и ведут себя миролюбиво. Они часто подходят к людям и грустно смотрят на них. В такой момент их можно легко превратить в человека. Для этого вурдалаку дают куличей хлеба или перерезают на нем пояс или узелок, завязанный колдуном на месте пупа. Можно еще расстелить полотенце, положить хлеб-соль и воткнуть в землю нож — через него вурдалак может перекинуться, понюхав хлеба и соли. Еще, говорят, оборотня надо бить — кнутом, цепом или палкой, чтобы разбить волчью шкуру, и тогда из нее вылезет человек. Когда есть возможность, то мифических созданий заставляют пролезать сквозь иго или хомут, перепрыгивать через ухват. Снять чары можно выстрелом из ружья, заряженного волосами ведьмы. Обратить оборотня в человека, по преданию, может волшебник или же обычная девушка.

Иногда вурдалаки становились людьми, отбыв определенный срок, на который их заколдовали, но случалось, что человек оставался волком до самой смерти. Кстати, течение времени для вурдалаков изменяется: неделя считается за год. По народным верованиям, опекуном волков на большинстве территорий Украины, России и у южных славян является святой Георгий, которого по народной традиции в Украине называет Юрием. В западных районах Украины и в Польше покровителем волков является святой Николай. По преданию, эти святые занимаются и обычными серыми волками, и вурдалаками.

Палеоэтнологические исследования показали, что реальная основа в данных верованиях действительно была. Реконструкции европейской и славянской социальной организации и духовной культуры показывают, что легенды о вурдалаках — это отголосок архаичных мужских союзов и обрядов инициаций в эти союзы. В таких обществах особую роль играл культ волка. Ритуальное превращение ребят в «волков» во время инициаций и «волчьи» занятия, а также поведение членов таких союзов и отобразились в легендах о вурдалаках. Связь «деланного» вурдалака брачного возраста и девушек объясняется тем, что в древности члены «волчьих союзов» захватывали во время разбойничьих нападений девушек и молодых женщин, с которыми потом венчались. Руководили «волчьими союзами» и водили молодых воинов в походы вожди, которые тоже выступали в волчьей ипостаси. Их дальним отголоском и есть «родимые» вурдалаки из мифологических легенд, а также летописные и эпические князья и атаманы-вурдалаки, описания деяний которых воспоизводят больше древние мифы, чем реальные события. В новейшие времена мотив вурдалаков переживает будто свое новое рождение, перейдя из фольклора в профессиональное творчество писателей и кинематографистов, что мы можем видеть, читая книги и смотря кинофильмы (скажем, знаменитый Дракула — герой книги Брэма Стокера).

Кроме того, в наше время символика вурдалаков используется политическими движениями, связанными с национализмом, что существуют в разных странах. Используется она и как мотив превращения человека в волка, и новейшими религиозными сектами и эзотерическими сообществами.

Как вам пост?

Оценили

Алексей Валериевич+5
Андрей Афанасьев+5
Николай Баранов+5
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!