Эпизоды из жизни русской бани
Все мы хорошо знаем прелесть нашей банной жизни. Её тепло и запахи навевают приятные воспоминания. О том, как шипят камни от выплеснутого ковша воды, о том, как растекается аромат трав, заваренных вместе с веником. А откуда эта культура ведет свои корни? Что явилось началом для этого культа чистоты?
На последний вопрос можно ответить определенно, что это действие имеет более древние религиозное происхождение. Не зря, в старину баню принимали перед общей трапезой, политическими переговорами, религиозными действами. Ведь все эти действия должны производиться с чистыми помыслами и душой.
Но люди, пришедшие в общество древних славян, а затем и русичей. Воспринимали все действа, как нечто варварское и необузданное. Первые записи о бане имелись ещё у Геродота. Писатель-историк, живший в пятом веке нашей эры, Прокопий Кесарийский рассказал о неотъемлемой части жизни древних славян, которые проводили в бане торжества, производили омовение новорожденных, провожали покойников на тот свет.
Первый русский летописец Нестор пересказал множество сюжетов в истории Руси, которые были связаны с баней. Самым ярким случай, который мы все знаем со школы. Месть княгини Ольги древлянам. Они ранее убили её мужа Киевского князя Игоря, он в тот момент собирал ежегодную дань с подчиненных племен. Ольга пригласила высших сановников этого племени на переговоры, естественно, они должны были состояться после омовения за пышной трапезой. Заманив их в баню, она приказала запереть все выходы из неё и сжечь вместе ненавистным родом.
Другой случай из летописей. В первом веке нашей эры Апостол Андрей распространял учение Христа среди «диких племен» славян. Перед ним открылось чудесное действие. Люди заходят нагими в какое-то здание. Разогреваются там докрасна, словно раки. Затем выходят к реке и начинают обливаться холодной водой. При этом находясь в бане, бьют себя вениками. Для него это было дико.
Дичились всего этого и неумытые европейцы, которых судьба забрасывала в русские княжества, а после и в объединенное государство. При Петре Первом они описывали этот процесс более ярко. Все потому что «просвещенных» ученых мужей с той стороны было больше, и писать было им о чем. Кто-то продолжал негативное оценивать это действие, как академик Иван (Иоганн) Георги, живший в восемнадцатом веке. Он написал большой труд об описании народов, которые обитали тогда в Российской империи. В заметке о русских женщинах он дословно изобразил следующее, что они быстро стареют, чем прочие, ввиду чрезмерного трения мочалами и мытья в бане.
Но и появились среди них любители и эстеты. Так, притом же Петре был у него камер-юнкер Берхольц. Со знанием дела он повествует о девицах, которые могли отрегулировать нужную температуру, правильно отпарить веником и в какое время окатить холодной водой.
Так, что если подойти к этому с профессионализмом, от счастья запоет и швед, и немец, и француз.