Как атомное оружие чуть не ударило по своим
Привести к ядерной катастрофе может не только международные конфликты, аварии на атомных станциях, но и обычная халатность и невнимательность военных на службе в мирное время. Многие из нас даже не подозревают, что за последние 60 лет человечество, а точней – отдельные, густонаселенные регионы, не один раз находились на волоске от гибели и тотального уничтожения.
Инцидент «12 мегатонн для США»
Плановые военные учения, проходившие в США в 2007 году, предусматривали отработку навыков переброски бомбардировщиков с тяжелыми крылатыми ракетами с ядерным зарядом, между самыми удаленными авиабазами на континентальной Америке. По плану учений, 29 октября, на модернизированный бомбардировщик времен холодной войны В52, должны были установить 12 крылатых ракет макетов, в точности имитирующих настоящие ракеты с ядерной начинкой. Маршрут полета проходил с авиабазы в Северной Дакоте, до подобной базы в Луизиане, то есть путь был проложен с расчетом пересечения территории США с севера на юг. В итоге, 30 октября бомбардировщик выполнил учебное задание и благополучно прибыл в Луизиану привезя с собой 12 макетов крылатых ракет.
Спустя всего три дня, этот типичный для военных учений полет, стал поводом для крупнейшего военно-политического скандала в США за всю историю существования атомного вооружения.
Расследование инцидента
Оказывается, на базе в Северной Дакоте, вместо макетов крылатых ракет, на самолет по ошибке были установлены настоящие боевые ракеты. Стоит напомнить, что макеты всех типов крылатых ракет США маркируются опознавательными знаками «Учебное изделие», но несмотря на это, все 12 ядерных ракет без препятствий охраны были вывезены со склада. Установка ракет на самолет продолжалась более 8 часов, после чего самолет отвели на так званную «предполетную стоянку», где он провел без экипажа и отдельно приставленной охраны всю последующую ночь.
На следующий день, перед вылетом, по правилам военной службы, капитан самолета внимательно осмотрел самолет и «макеты» крылатых ракет, о чем расписался в журнале и направил самолет на взлет.
Пять часов продолжался этот учебный полет над территорией США. Все это время, члены экипажа самолета не знали, что под крыльями их самолета были установлены 12 боевых атомных ракет по 1 мегатонне каждая. Наверное, самое страшное заключается в том, что иногда в ходе подобных учений, высшее руководство ВВС США может вносить неожиданные изменения, известные как «условные поражения условных целей». Проще говоря, мощнейшие атомные ракеты, могли быть просто сброшены в опасной близости с американскими городами.
В итоге, капитан самолета, служащие стратегических военных складов в Северной Дакоте предстали перед военным судом и лишены воинских званий. Высшее руководство стратегической авиации США было подвергнуто сильнейшей критики со стороны сената, после чего было полностью реструктуризовано.
Инцидент «Грязный снег»
Ночью 21 января 1968 года, в районе побережья острова Гренландия, на борту стратегического бомбардировщика В52, произошел пожар. Возгорание оказалось настолько сильным, что члены экипажа потеряли всякий контроль над огнем. И в момент потери контроля над управлением самолета, шестерым из семи человек удалось успешно покинуть самолет. Самолет рухнул во льдах Гренландии недалеко от базы Туле, на борту у него было 4 термоядерные бомбы, все заряды были разрушены, а их радиоактивное содержимое (активный плутоний) было рассеянно на территории свыше 2 кв. километров.
Возможность ядерной катастрофы осознали, уже через неделю, когда эксперты из ВВС США заявили, что с приходом лета, лед на который обрушился самолет - растает, и «атомное сырье» попадет в мировой океан, где нанесет огромный ущерб не только животным, но и людям, живущим на побережье Канады и Европы. В течение 3 месяцев под полным секретом, была проведена сложнейшая операция по очистке зараженной территории. Радиоактивный снег был собран в многие тысячи ящиков и отправлен на захоронение.
Расследование инцидента
Данный полет был боевым дежурством американского бомбардировщика на северных территориях стран НАТО. В экипаж были набраны пилоты и члены экипажа, служившие в армии с конца 40-х годов. Но как выяснилось, никто из них не умел на должном уровне использовать бортовые огнетушители. Резкой критике подвергся капитан самолета, из-за того, что, потеряв контроль над управлением самолета, он одним из первых покинул самолет, в результате чего один человек так и остался на борту, не сумев без посторонней помощи одеть парашют. В итоге, члены экипажа получили строгий выговор за не исполнение правил пожарной безопасности, а капитан самолета попал под военный суд и был приговорен 5 годам заключения без права на восстановления на службе.