Рок на костях в СССР
Целое поколение молодежи, изголодавшееся за годы Великой Отечественной войны по прекрасному, с воодушевлением вливается в новую жизнь.
В 1950-е гг., вопреки официальной политике партии, в СССР набирает популярность зарубежная, а именно западная музыка. Однако, в условиях повсеместного дефицита, достать оригинал граммофонной пластинки было большой редкостью. Те немногие экземпляры с записями рок-н-ролла, джаза, кантри, что попадали из капстран, сразу приобретали необычайную ценность.
Поскольку количество любителей западной музыки значительно превышало число тех, кто мог позволить себе приобрести оригинальную пластинку, появилось своеобразное явление - "рентгениздат". В народе за ним закрепилось также название "рок на костях".
Умельцы (как правило, с техническим образованием) скупали в поликлиниках отработанные рентгеновские снимки и давали им вторую жизнь: с помощью ножниц закругляли края и получали основу будущей "пластинки". Технические знания и аппаратура собственной сборки (в основном, из переделанных патефонов) позволяла медленно, но весьма успешно копировать запись с оригинальной пластинки на рентгеновскую.
Разумеется, качество звука в этом случае значительно ухудшалось, тем не менее, записи "рока на костях" расхватывались буквально из рук.
Справедливости ради отметим, что перезаписи подвергались не только композиции в стиле рок-н-ролл, джаз, кантри, но и русские романсы.
Сейчас найти в домашних библиотеках и на развалах рентгеновские записи практически невозможно, т.к. из-за хрупкости материала такие пластинки были недолговечны. Тем не менее, следует признать, что "рентгениздат" сыграл значительную роль в популяризации зарубежной музыки в СССР.
Автор: Алексей Валериевич