Mazda
Над испытательной трассой Mazda в Мине, на юге Японии, светит яркое солнце. Роторный мотор с удовольствием набирает обороты. Рычаг коробки ходит очень туго и неточно, особенно при переключении на вторую передачу. Ничего удивительного, ведь редактор Quattroruote за рулем автомобиля, выпущенного полвека назад, - Cosmo Sport, легендарного купе, первым среди Mazda получившего роторный двигатель Ванкеля (по фамилии немецкого инженера, придумавшего такой тип силовой установки). Короткий тест-драйв исторических моделей - этот прыжок в прошлое - выглядит тем более странным, что предложившая его нам компания Mazda намеревается строить свое будущее на фундаменте спортивных технологий и энергоэффективности.
Но никакой настоящей загадки нет: японцы действительно возвращаются к производству автомобилей с роторными двигателями. И громким манифестом этого события, который должен быть услышан во всех уголках земного шара, стал концепт RX Vision.
ТРУДНАЯ ЗАДАЧА
Штаб-квартира Mazda в Хиросиме умеет хранить тайны и оберегать информацию. Каким будет купе с роторным двигателем, которое через три-четыре года встанет на вершину модельной гаммы, а также превратится в живой маркетинговый инструмент, выражающий эксклюзивные ценности марки с большими амбициями? Стоит заговорить на эти темы, как утыкаешься в стену молчания.
Стена эта по японским обычаям сделана из бесконечных улыбок. Конечно, представители компании готовы часами рассказывать об истории марки, о том, как особое техническое решение - именно роторный двигатель - помогло сохранить независимость марки в 50-х годах, когда правительство делало ставку на консолидацию национальных промышленных предприятий. Расскажут, как в отличие от остальных мировых производителей Mazda удалось разработать удачные варианты двигателя Ванкеля. Но ни слова о конкретных шагах для завтра: как компания хочет повторить успех, как решит проблемы с высоким расходом, который при нынешних нормах является приговором для автомобилей с таким силовым агрегатом.
Последней серийной моделью Mazda с двигателем Ванкеля - двухсекционным объемом 1,3 л - была RX-8 2003 года. Тот мотор был веселый, но требовал слишком много горючего, предлагая едва ли не разочаровывающую тягу на средних оборотах. Потому и хочется понять, как Mazda рассчитывает обойти все эти проблемы теперь -ведь некоторые из них (например, соответствие ужесточающемуся экологическому законодательству) лишь усугубятся, когда проект дойдет до финальной стадии.
Пока известно немногое: силовая установка, которая разместится под капотом серийного RX Vision, будет гибридной. И хотя глава отдела исследований и разработок Кийоши Фудживара не хотел на первых порах ставить в помощь роторному двигателю электромоторы - мол, так станет нагляднее титанический инженерный труд по повышению эффективности мотора, - понятно, что в среднесрочной перепективе для соблюдения эконорм без электрификации не обойтись.
РОТОР ВМЕСТО ПОРШНЕЙ ГОЛЬ НА ВЫДУМКУ ХИТРА
Лучше не опишешь действия руководства Mazda в конце 50-х. Тогда японское правительство боролось за консолидацию и усиление национальной промышленности и планировало подчинить Mazda мегакорпорации во главе с Toyota. Возможность избежать этого нашли в концепции, придуманной немецким инженером Феликсом Ванкелем в 192А году. Идею уже реализовали в NSU: в двигателе коленчатый вал вращают не поршни, а трехгранный ротор, крутящийся в камере особой формы.
Именно с N5U, владельцем лицензии, Mazda и подписала в 1961 году договор, по которому можно было разрабатывать собственные двигатели. Команда из Д7 молодых инженеров занялась проектом, чтобы разрешить целую серию технических проблем.
Плодом такой работы стал будущий Cosmo Sport 1967 года, элегантное купе с мотором мощностью 110 л.с. Спустя год вышло купе Familia, за которым последовал АР Luce. Сага продолжилась тремя поколениями RX-7, причем последняя версия, оснащенная турбиной, выдавала свыше 200 л.с. Хотя многие марки интересовались двигателем Ванкеля, лишь Mazda сделала действительно удачную серийную версию (у седана NSU Ro80 были большие проблемы с надежностью).
«Секрет успеха? Все просто, говорят в Хиросиме. Собственная разработка высокотехнологичных материалов, наш опыт в области штамповки и выбор поставщиков высшей категории».
Работа над двигателем Ванкеля не останавливалась многие годы. В 1991 году в 24-часовой гонке в Ле-Мане победу одержал болид 787В, оснащенный четырехсекционным роторным двигателем мощностью 700 л.с. Лишь внедрение жестких эконорм в конце прошлого десятилетия выбило Ванкеля из игры. Надолго ли?
Секция двигателя Ванкеля с симуляцией вращения ротора: каждая грань за один оборот выполняет четыре такта цикла Отто.
Самый динамичный роторный спорткар RX-7 1991 года и первое роторное купе Mazda - Cosmo Sport 1967 года.
ВСТРЕЧАЙТЕ: СХ-7
НАЗВАНИЕ еще не окончательное, но как бы ни называлась серийная версия концепта Koeru, представленного во Франкфурте в 2015 году, она уже получила зеленый свет и поступит в продажу в первом полугодии 2017-го. Окончательный облик модели, воссозданный художниками Qauttroruote, в главных чертах повторяет шоукар. Выраженный спортивный стиль делает новинку более похожей на купе настолько, что нечетные индексы (СХ-3, СХ-5, СХ-9), которыми обозначают SUV, могут оказаться совершенно неподходящими столь динамичному автомобилю. Хотя, надо признать, ген спортивности так плотно вошел в ДНК всей продукции Mazda, что, возможно, и не имеет смысла как-то выделять новинку.
На нашей реконструкции возможный облик серийной RX-9 (название может быть и иным): низкая крыша, стремительный силуэт, большие колеса. Кузов плотно сидит на шасси -приталенный костюм, не иначе.
СТЕПЕНЬ СЖАТИЯ - 18 К 1
Будущий мотор Ванкеля мог бы состоять из большего количества секций, каждая из которых будет меньшего объема. Однако наш источник в отделе разработки сообщил, что, по всей видимости, секций в моторе будет все же только две. Компания Mazda проводит интенсивные испытания гибридной системы и турбонаддува на базе экспериментального мотора 16х, впервые появившегося на концепте Taiki в 2007 году. Естественно, все элементы подверглись доработкам, а объем секций, который составлял по 0,8 л, сократили на 10%, в то время как ориентир по мощности поставлен на уровне 450 л.с. Передавать их на задние колеса планируют посредством коробки передач с двумя сцеплениями, размещенной в блоке с задним дифференциалом. Другой информатор Quattroruote в штаб-квартире
Mazda рассказал: «Мы колдуем над степенью сжатия. Сегодня у наших бензиновых моторов она составляет 14:1, но ставится цель довести ее до 18:1. При таком значении бензо-воздушная смесь уже не требует искры для воспламенения». Эта мера также улучшит сгорание, а следовательно, поможет снизить количество вредных веществ в выхлопе. Не так уж много информации, но хоть что-то.
При нынешних роторных технологиях максимальная отдача атмосферного агрегата не превысит 300 л.с. Поэтому для получения намеченных 450 л.с. придется прибегать к ухищрениям. Один из рассматриваемых вариантов - двухэтапный наддув с электроприводом. По существу, аккумулятор, запасающий энергию и отдающий ее по требованию, задействуют ради преодоления нестабильности роторного мотора на низких и средних оборотах, в то время как традиционная турбина включится в работу на высоких оборотах.
Что касается серийной версии купе, то она будет короче концепта почти на 20 см. Масса не превысит 1400 кг. Поверить в это легко, если вспомнить результаты, которых добились при разработке МХ-5. Помимо алюминия, которым щедро сдобрили проект последнего, инженеры намерены задействовать в «роторном проекте» углепластик для некоторых компонентов. Новый автомобиль может появиться до конца нынешнего десятилетия под именем RX-9, став наследником RX-7, самой веселой из всех созданных роторных Mazda.
Новинке суждено увенчать модельную гамму производителя, продолжающего прививать гены спортивности всей своей продукции и все ближе подбирающегося к премиум-сегменту.
Где лучший выбор аксессуаров для вашей mazda? Аксессуары для мазда сх 5(_http://shopcx5.ru/), лучшего качества, в SHOPCX5.RU. Имеется услуга доставки наложенным платежом! Ну и естественно, гарантия качества.
Автор: М.Максимчик