Загадочность 25-го кадра
Необъяснимо, но факт
В психологии очень занимательно рассмотрение проблемы влияния 25-го кадра на человеческое подсознание. Что же такое этот загадочный 25-й кадр? Считается, что человеческое зрение может различать лишь 24 кадра за одну секунду, поэтому этот дополнительный 25-й кадр, обходя сознание, имеет способность воздействовать непосредственно на подсознание. Таким образом, мозг запоминает информацию, содержащуюся в 25-ом кадре, хоть глаз и не успевает это зафиксировать.
В начале 50-х гг. XX века Джеймс М. Вайкери, владелец одной исследовательской компании, предложил внедрить новую технологию с целью показа зрителям «невидимой рекламы». Технология была основана на принципе тахистоскопа, который с помощью кратковременной вспышки мог запечатлеть какой-либо объект на фотопленке, находящийся в быстром движении. Джеймс утверждал, что он проводил эксперименты над зрителями в одном Нью-Йоркском кинотеатре. В фильмы кинотеатра были вставлены дополнительные кадры, где зрителям подсознательно внушалось то, что они должны есть поп-корн и пить кока-колу. Джеймс Вайкери после проведения эксперимента утверждал, что продажи поп-корна и кока-колы возросли на несколько процентов. Однако различия в темпах роста одного продукта и другого были весьма существенны, но почему, Джеймс предпочел не объяснять, так же как и то, где именно проводились опыты.
Данный проект приносил Д. Вайкери многие миллионы в течение нескольких лет, но в 1968 году была создана Федеральная Комиссия, которая по рассмотрению о выдаче Джеймсу Вайкери патента утвердила фиктивность его технологии и недостоверность данных. После этого Джеймс сам сознался в фальсификации результатов опыта.
Что же касается применения этой технологии в современное время, многие компании, обучающие людей иностранным языкам, рекламируют методики, которые позволяют более эффективно запоминать новые слова и фразы, ссылаясь на эффект 25-го кадра. Однако все же было выявлено, что данные методы основываются на совершенно иных психологических приемах.
Получается, что эффект знаменитого 25-го кадра сильно преувеличен. В киноиндустрии многие специалисты утверждают, что вставки этого 25-го кадра, как правило, заметны людьми и узнаваемы, если их показать несколько раз. Маркетологи так же считают, что технология приема 25-го кадра еще и экономически невыгодна, так как затраты сильно превышают предполагаемый психологический эффект.
На самом же деле методика 25-го кадра особа привлекательна именно потому, что она не один раз вызывала бурные споры и обсуждения, что сделало ее невероятно модным и необычным психологическим эффектом.