«Деревянные» велотренажеры

ЗАРАБОТАТЬ НЕ РАБОТАТЬ

17:19
1260
«Деревянные» велотренажеры

Каждый велосипедист знает, как тяжело осваивать велосипед весной после длительного зимнего перерыва в тренировках или прогулках. И чтобы организм не отвыкал от специфических нагрузок, велосипедисту необходимы тренировки в домашних условиях на велотренажере. Нашей промышленностью выпускается несколько типов велотренажеров, но, во-первых, они очень дорогие, во-вторых, не обеспечивают нагрузок, идентичных нагрузкам при езде на велосипеде (тренажеры обычно создают постоянную нагрузку), и, в-третьих, психологически трудно убедить самого себя в необходимости приобретения «дорогой игрушки», когда уже имеется велосипед. А действительно, зачем тренажер приобретать? Его проще всего сделать самому из любого велосипеда, для которого придется изготовить деревянную подставку из 5 отрезков доски толщиной 30—40 мм и шириной 150 мм, а также тормозное устройство.

Что собой представляет деревянная подставка, вполне ясно. Устройство же ленточного тормоза требует пояснений. Конструкция подобного тормоза включает в себя тормозной шкив, тормозную ленту (пружинная сталь толщиной 0,2—0,3 мм и шириной 15—20 мм), коромысло, тягу, пружину, гайку-барашек, а также детали (кронштейн, оси) для крепления тормозной ленты, коромысла и тяги. Тормозную ленту хорошо сделать из стальной полосы рулетки, коромысло — из листовой стали толщиной 2—4 мм, тягу — из металлического прутка Ø6 мм (подойдет и электрод), пружина годится от старого велосипедного седла, гайку-барашек при желании легко заменить стержнем прямоугольного или круглого сечения с резьбовым отверстием в середине, кронштейн сгибают из куска листового металла толщиной 2—4 мм или делают из дерева, оси — подходящие шурупы, винты, заклепки или гвозди.

Тормозной шкив лучше всего вырезать из толстой фанеры или древесно-стружечной плиты толщиной, равной или немного большей ширины тормозной ленты. С обеих сторон к шкиву прикрепляются шурупами, гвоздями или клеем боковины из листового металла толщиной 1,5—2 мм (боковины должны создать буртик по окружности шкива высотой 3—5 мм). Диаметр отверстия в шкиве чуть больше наружного диаметра ведущей звездочки велосипеда, диаметр отверстия в одной из боковин меньше наружного диаметра ведущей звездочки на 300 мм, а диаметр отверстия в другой боковине больше диаметра звездочки. Для крепления рамы велосипеда к подставке проще всего использовать штатные оси задней и передней втулок с гайками. Тормозной шкив привинчивают к ведущей звездочке болтами М6 за боковину, имеющую меньший внутренний диаметр.

Чтобы на тренажере получить импульсную синусоидальную нагрузку (как при езде на велосипеде), тормозной шкив следует сделать овальной или эллиптической формы, а при сборке тренажера ориентировать его большую ось вдоль шатуна. При рабочем ходе, то есть при повороте такого шкива из вертикального положения (педали находятся в верхней и нижней точках) в горизонтальное, натяжение тормозной ленты возрастает, обеспечивая максимальный тормозной момент в горизонтальном положении шатунов, создавая идентичность усилий при работе на тренажере с нагрузкой при езде на велосипеде.

Здесь уместно пояснить: ориентация тормозного шкива на велотренажере и эллиптической звездочки на велосипеде имеет разный смысл. На тренажере такой шкив обеспечивает синусоидальную нагрузку, а на велосипеде эллиптическая звездочка служит для коррекции синусоидальных импульсов при педалировании. Круглая ведущая звездочка на велосипеде обеспечивает при педалировании момент, изменяющийся по синусоидальному закону.Эллиптическая звездочка, установленная большой осью вдоль шатунов, увеличивает момент при горизонтальном положении шатунов и уменьшает его при положении шатунов около верхней и нижней мертвых точек. Поскольку наиболее эффективной является работа в зоне около горизонтального положения шатунов, видимо, прав заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер ленинградец Н. И. Петров, расположивший шатун строго по большой оси контура некруглой звездочки (см. статью Г. Ф. Гончарова «По следам «вашего друга велосипеда» в «Сделай сам» издательства «Знание» №1 за 1991 год).

Если у вас ещё не забрали в металлолом старый велосипед с погнутой рамой, не спешите отдавать его. Из отдельных узлов старых велосипедов еще проще изготовить в домашних условиях отличный велотренажер. Принцип его действия тот же, что и у тренажера, описанного выше. Отличие в конструкции заключается в том, что отдельные узлы старых велосипедов — каретка с частью труб рамы, узел крепления седла с отрезком трубы рамы, рулевая колонка передней вилки — связываются в единое целое деревянной рамой. Средний слой рамы — из досок толщиной, равной диаметру труб соединяемых узлов. Внешние слои набираются из отдельных кусков толстой (6—15 мм) фанеры и приклеиваются к среднему слою после установки в него соединяемых велосипедных узлов. После этого к раме для устойчивости крепятся поперечины из брусков. Соединяемые в единую конструкцию элементы рамы и узлы велосипедов фиксируются клеем, гвоздями, шурупами. Перед тем как приступить к монтажу деталей каретки (ось, подшипники, шатуны с ведущей звездочкой), тормозного устройства, руля и седла, раму лучше зачистить, зашпаклевать и покрасить. Тщательно изготовленный тренажер имеет весьма привлекательный внешний вид, компактен, удобен в эксплуатации.

В последнее время многие увлекаются изготовлением веломобилей. Тренажеров для веломобилистов нет. Но построить его самим несложно. Как и для описанных выше конструкций, потребуется сделать тормозное устройство и деревянную раму для крепления каретки старого велосипеда (у каретки сохраняют часть труб рамы велосипеда). В качестве сиденья вполне подойдет имеющееся дома кресло, передние ножки которого крепят в предусмотренные для этого гнезда в раме. Отличие тормозного устройства тренажера для велоавтомобилиста состоит в том, что тормозной шкив устанавливают, ориентируя его малую ось вдоль шатунов, поскольку рабочий ход совершается при движении ног в горизонтальном, а не в вертикальном направлении.

Для любой из описанных модификаций велотренажера вам потребуется изготовить лишь одну деталь с использованием токарного, фрезерного и сверлильного станков. Это — удлинитель оси каретки. Он нужен для того, чтобы тормозной шкив не задевал за горизонтальную заднюю вилку рамы велосипеда.

Как вам пост?

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!