Антикризисное управление организацией
Колебания в мировой экономике и экономике страны непрерывно приводят к некоторым изменениям в состоянии дел отрасли, а, следовательно, могут вызвать кризисные явления на предприятиях. В период кризиса в организации вводится особый режим управления, называемый антикризисным. Если штатные сотрудники не способны справиться с ситуацией, то для управления компанией привлекаются сторонние специалисты – антикризисные менеджеры.
Антикризисное управление подразумевает применение методов, механизмов и процедур, направленных на стабилизацию ситуации в компании и на дальнейший рост финансово-экономических показателей. Антикризисный менеджмент может внедряться для предупреждения кризисных явлений, выхода из кризиса, а также для устранения его последствий.
Антикризисное управление организацией базируется на следующих основных факторах:
- В кризисные периоды состояние компании является крайне нестабильным. Ситуацию в любой момент может измениться в положительную или отрицательную сторону. В связи с этим, антикризисный менеджер должен быть готов к любому развитию событий и иметь несколько альтернативных планов деятельности;
- Чем раньше будет выявлен кризис, тем легче будет с ним справиться. В связи с этим, одним из главных инструментов антикризисного менеджмента является прогнозирование развития будущей ситуации и оценки возможного наступления кризиса. Также используется ретроспективный анализ для выявления тенденции развития предприятия и отрасли в целом
- Скорость принятия решений. При первых признаках наступления кризисных явлений, задачей менеджера является принятие молниеносных решений и немедленного воздействия на те или иные проявления кризиса, чтобы не допустить их дальнейшего развития;
- Слаженность работы всех подразделений. Необходимо организовать производственный процесс таким образом, чтобы каждое звено предприятия направляло свои усилия на преодоление кризисных явлений.
Преодоление финансового кризиса в организации может происходить несколькими путями: привлечение дополнительных средств, сокращение объемов затрат, реструктуризация задолженности. Привлечение средств может происходить за счет продажи имущества компании, увеличение объемов сбыта продукции, а также займов из внешних источников. Сокращение затрат осуществляется по принципу значимости каждой из категорий. Реструктуризация задолженности требует согласия кредиторов на определенные уступки предприятию.