Комнатные растения не спасут от загрязнённого воздуха - Вести.Наука

Комнатные растения не спасут от загрязнённого воздуха - Вести.Наука

Растения, безусловно, способны украсить и облагородить любой дом или офис. Но, похоже, их способность улучшать качество воздуха сильно преувеличена.

В ходе нового исследования инженеры-экологи из Дрексельского университета пришли к выводу, что комнатные растения очищают воздух не так эффективно, как кажется многим людям.

"Это было распространённым заблуждением. Растения великолепны, но на самом деле они не очищают воздух в помещении достаточно быстро, чтобы повлиять на его качество", – говорит соавтор работы Майкл Уоринг (Michael Waring).

Он и его коллега Брайан Каммингс (Bryan Cummings) проанализировали 12 исследований, проведённых за последние 30 лет.

Дело в том, что именно три десятилетия назад, в 1989 году, и появился миф о "растениях-очистителях". Его авторами – вероятно, сами того не желая, – стали специалисты из НАСА.

Они искали способы очистки воздуха на космических станциях. В итоге учёные сделали громкое заявление о том, что некоторые комнатные растения могут эффективно удалять летучие органические вещества (ЛОВ) из воздуха.

С тех пор ряд других экспериментальных исследований подтвердил эти выводы. И многие решили, что растения также помогают очищать воздух в домах и офисах.

Однако проблема в том, что подавляющее большинство этих экспериментов проводилось в закрытых лабораторных камерах, то есть в изолированной среде, которая имеет мало общего с жилым или рабочим помещением.

Как пишут авторы новой работы, в подобного рода испытаниях растение в горшке помещали в герметичную камеру, часто объёмом в кубический метр или менее. В камеру также впрыскивали одно летучее органическое соединение и отслеживали его распад в течение определённого количества часов или дней.

Чтобы понять, насколько хорошо растения могут удалять ЛОВ из помещений в реальных условиях, исследователи проанализировали 196 описанных ранее экспериментов. Эффективность, с которой растения удаляли загрязнители из воздуха, оценивали при помощи показателя под названием CADR (Clean Air Delivery Rate, то есть "скорость подачи чистого воздуха").

Когда учёные вычислили скорость, с которой растения удаляли ЛОВ в каждом из экспериментов, они обнаружили, что это происходит крайне медленно, и по сути влияние "зелёных питомцев" на качество воздуха в помещениях ничтожно.

Оказалось, системы вентиляции, установленные в зданиях, гораздо эффективнее избавляют помещения от загрязнителей. И даже просто проветрив комнату, очистить воздух в ней можно лучше, чем при помощи растений.

В частности, учёные подсчитали, что для достижения того уровня очистки, который даёт естественный или вентиляционный воздухообмен, на один квадратный метр потребуется от 10 до 1000 растений (в зависимости от площади комнаты и вида растений).

"Лучший способ добиться хорошего качества воздуха в помещениях – удалить источники загрязнения, хорошо проветривать [комнаты], если воздух снаружи чистый, и использовать эффективные устройства для очистки воздуха", – заключает Уоринг в интервью порталу Newsweek.

О проделанной работе исследователи отчитались в статье, представленной в издании Journal of Exposure Science & Environmental Epidemiology.

Кстати, ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали о том, как при помощи генетических модификаций можно "научить" растения очищать воздух эффективнее любого фильтра, а также обнаруживать в домах опасные газы и плесень.