В Солнечной системе открыт второй "пришелец" из межзвёздных пространств - Вести.Наука

В 2017 году мир потрясло известие об открытии первого межзвёздного объекта Оумуамуа. Теперь астрономы, похоже, обнаружили второго гостя, и на этот раз у них есть шанс изучить его в мельчайших деталях.

Речь идёт об объекте C/2019 Q4 (Borisov). В базу данных малых тел Лаборатории реактивного движения НАСА он внесён со статусом "гиперболическая комета". Параметры орбиты, перечисленные в этой записи, явно говорят о том, что траектория не замкнута. Другими словами, небесное тело не обращается вокруг Солнца по эллипсу, как все тела Солнечной системы, а пролетает мимо него по гиперболе, чтобы никогда больше не вернуться.

Объект, первоначально обозначенный gb00234, был замечен 30 августа 2019 года астрономом-любителем Геннадием Борисовым в его собственной обсерватории в Крыму. Новое обозначение было присвоено "пришельцу" Центром малых планет (ЦМП) Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики после того, как параметры его траектории были подтверждены независимыми наблюдениями.

"В течение последних нескольких дней становилось всё более очевидным, что у него гиперболическая траектория", – рассказывает Мэтью Пэйн (Matthew Payne) в материале Forbes.

Хотя всё ещё остаётся возможность, что астрономы ошиблись из-за нехватки данных, заявка на "межзвёздность" гостя более чем серьёзна.

У нового "визитёра" есть несколько важных преимуществ перед знаменитым Оумуамуа.

Во-первых, Оумуамуа был обнаружен уже "на выходе". Он удалялся от Солнца, и у астрономов было всего несколько недель, прежде чем "гость" покинул пределы видимости лучших телескопов мира.

C/2019 Q4 приближается к Солнцу со скоростью около 30 километров в секунду. Он был обнаружен в трёх астрономических единицах от светила (одна а.е. равна среднему расстоянию между Землёй и Солнцем, то есть 150 миллионов километров). Сейчас он в шесть раз ярче, чем Оумуамуа в момент открытия, и будет становиться всё более заметным.

Максимальное сближение с нашей звездой ожидается 10 декабря 2019 года. Тогда небесное тело подойдёт на 1,88 а.е. к Солнцу и совсем близко (не исключено, что всего на 10 миллионов километров) к Марсу. В этот момент, возможно, его можно будет наблюдать с самой Красной планеты невооружённым глазом (хотя заниматься такими наблюдениями будет, увы, некому).

Потом C/2019 Q4 начнёт постепенно удаляться и тускнеть. По мнению разработчика астрономического программного обеспечения Билла Грея (Bill Gray), внёсшего непосредственный вклад в новое открытие, объект останется в пределах видимости в течение как минимум полугода.

Есть и ещё одно значимое отличие от Оумуамуа. Последний не имел заметного хвоста, так что первоначально его "разжаловали" из комет в астероиды. Лишь детальные расчёты действующих на небесное тело сил позволили заключить, что это всё-таки комета.

А вот C/2019 Q4 недвусмысленно демонстрирует кометный хвост, о чём и говорит буква С (от английского слова comet) в его обозначении. Сейчас это "украшение" имеет длину около 10 километров. Но оно будет ещё вытягиваться по мере приближения к Солнцу.

Заметим, что "хвостатость" не только увеличивает общую яркость объекта. Наблюдая хвост на просвет, астрономы смогут с большой точностью определить его химический состав.

Добавим, что межзвёздные гости, скорее всего, посещают Солнечную систему часто. Некоторые астрономы считают, что такой визит происходит каждые несколько лет, а другие полагают, что ежесекундно в окрестностях Солнца находится как минимум один подобный "путешественник". Эти небольшие и быстрые тела очень трудно заметить, поэтому первое открытие состоялось только в 2017 году. Однако новые телескопы, возможно, сделают подобные наблюдения обычным делом.

К слову, ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о других кометах, которые могут оказаться межзвёздными, о метеоре, возможно, прилетевшем от другой звезды, и об астероиде, который попал в Солнечную систему, да так и остался в ней.

+1