Святой Христофор
Необъяснимо, но факт
Христофор — святой мученик, почитаемый Католической и Православной церквями, живший в III веке.
В годы правления императора Деция Траяна, человек, носивший имя Репрев был захвачен в плен римлянами во время боя в Мармарике. Позже он служил в Numerus Marmaritarum (римская когорта Cohors III Valeria Marmaritarum) — подразделении мармаритов. Это был человек огромного роста и ужасающего поведения, он был псоглавцем, как и все представители его племени. Другой вариант возникновения его собачьей головы — святой был очень красив, но, дабы избежать соблазнов и постоянно беспокоивших его женщин, упросил Господа обезобразить его внешность.
22 мая (9 мая) Православная Церковь празднует день памяти святого мученика воина Христофора, пострадавшего за христианскую веру.
В западнохристианской иконографии святого, имя которого буквально переводится как «Христоносец», изображают как великана, несущего на своих плечах Младенца Христа. В «Золотой легенде», своде житий XIII века, составленном доминиканским монахом Иаковом Ворагинским, сказано, что Христофор (тогда еще носивший другое имя) работал на речной переправе. Когда он однажды переносил через реку ребенка, то ощутил невыносимую тяжесть, будто держит весь мир. Оказалось, что великан несет не только мир, но и Того, Кто его сотворил: в виде ребенка Христофору явился Сам Христос.
Типы русских икон, на которых изображается святой Песьеглавец, различны. В Государственном Историческом музее хранится Минея 1597 года на май месяц, где святой Христофор с открытой пастью и высунутым языком представлен в нижнем ряду святых, рядом со святителем Николаем. В Государственной Третьяковской галерее находится северная дверь иконостаса второй половины XVI века из церкви Троицы в селе Кривом, (Архангельская область), в Череповецком художественном музее – дверь в жертвенник второй половины XVII века. Эти монументальные изображения в рост отличаются по характеру от более камерных, небольших по размеру моленных икон святого, писавшихся, по всей видимости, для частного заказчика. Одна из таких икон – середины XVII века из бывшего собрания П.И. Щукина (ныне в Государственном Историческом музее) – имеет в нижней части ожоги от ставившейся перед ней свечи. Святой в воинских одеждах и развевающемся алом плаще предстоит в молении Спасу Еммануилу, изображенному в левом верхнем углу в сегменте неба. Среди других икон мученика этот образ выделяется не только своей иконографией, но и особым настроением. Христофор представлен не как устрашающий и безобразный песьеглавец, но прежде всего как предстатель пред Господом, усердно молящийся за человеческий род.