Взгляд на СССР Образы прошлого
КПРФ в Белогорске Амурской области
ГЕННАДИЙ ЕЖЕВСКИЙ
Взгляд на СССР
Образы прошлого
АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ
г. БЕЛОГОРСК
2019 год.
* * *
Ты знаешь, земляк, что села уже нет, В котором с тобой мы увидели свет? То место, где наше стояло село, Горчайшей полынью уже заросло. Там ночью глубокой округа тиха- Её не разбудит и крик петуха. Домашних животных не встретишь ты там, Лишь тени былого бредут по пятам. Там ласточек нет, как и нет голубей, Но стали вокруг небеса голубей. То место, должно быть, и в стужу, и в зной Обходят снега и дожди стороной.ВИКТОР АЛЮШИН
Ежевский Геннадий Генрихович
родился 9 мая 1942 года Амурская область г. Белогорск.
С 12 лет пошёл работать. Окончил техникум, институт. Работал рабочим, бригадиром, мастером, инженером,
директором. Коммунист. Имеет правительственные награды.
Своими мыслями, взглядами делится с вами.
Хапина Л.Г
* * *
ЗА ПОБЕДУ
Я на горе, я на её вершине,Я вдаль смотрю, нахмурив взгляд,На тех, кто живёт: ну как в малине,Кто разрушает добрый сад.Я для народа – вечно буду флагом,И буду красным знаменем пылать.И за победу не моргну и глазом –Готов я жизнь свою отдать.Я буду правдою неугомонной,Бессмертной нерушимою стеной.Стоять я буду каменной вершинойСедой – с поднятой головой.* * *
ОБРАЗЫ ПРОШЛОГО
Я принадлежу к тому поколению военных годов, чьё детство прошло в эпоху великого кризиса, войны с Германией.
Всю эту долгую жизнь я имел непосредственно наблюдать наше советское общество. Но, откровенно говоря, я никогда не был её сторонним наблюдателем. Я никогда не задавался целью быть бесстрастно объективным. Напротив, ибо я глубоко убеждён в том, что лишь страстное, взволнованное исследование приводит к истине. «Взгляд» ещё не доказательство, – скажете вы. Хочу сразу с этим согласиться и предотвратить тем самым домыслы, будто я сознательно скрываю правду и не считаюсь ни с чьим мнением. «Взгляд» основывается на виденном и слышанном и, сколь они ненадёжны, мы знаем, по меньшей мере со времён Гераклита Эфесского, ещё двадцать пять столетий назад заметившего, что «глаза и уши – плохие свидетели, ибо ими руководит властная душа». Но мне пришлось с двенадцати лет пройти всё, и не только мне, а всем членам нашей многодетной семьи испытать, как говорится, своим горбом и своими маслатыми руками прощупать эту жизнь. Хочу отметить, было нелегко, но всё же мы все получили образование и приобрели по несколько профессий. И я убеждался с каждым днём и часом, что мне очень, очень по душе социалистическое общество! И я ощущал всеми фибрами тела и души, как общество нуждалось во мне, а я нуждался в нём. Постоянно убеждался, что государство с каждым днём улучшало жизненные условия, заботилось о нашем здоровье, открывало двери к знаниям. И всё же я многого не успел познать и освоить, а жаль! Что нельзя сказать про нынешнее время, время 2000 года.
У молодёжи сегодня всё почти наоборот, конечно, это относительно моего.
Побывав за границей, я понял, что Россия в целом – загадка для всего мира. Россия – не сфинск. Но на Западе её представляют порой в таких разных образах: например, «героя штурмующего небо» или «большевика с ножом в зубах». Беда в том, что оба эти образа буквально воспринимаются миллионами людей, как на западе, так и у нас в России, наивно верящих, особенно с 2000 года, любому напечатанному слову, не подозревая, что попадают в капкан к политикам, жуликам и врагам.
Однако не буду винить во всём «простодушного» читателя. Но хочется заверить. Судьба России всегда волновала умы и сердца лучших людей планеты. Вольтер в своём знаменитом произведении о Петре 1, написанном в 1762 году, выражает восхищение этим великим реформатором и гением русского народа. Он пишет в своей книге «История Российской империи в царствование Петра Великого»: «Русские пришли на историческую сцену с опозданием, но случилось так, что, введя у себя высоко совершенные искусства, они за пятьдесят лет добились такого прогресса, какого ни одна нация не совершила и за пятьсот». Как глубокий мыслитель, Вольтер выделяет одну из основных черт нашей страны, которая с особой силой проявится в будущем: «В Российской империи имеется больше различных свойств, особенностей и нравов, чем в какой-либо другой стране вселенной». Он также цитирует в книге речь Петра Великого в Петербурге, «заслуживающую внимания грядущих потомков». В ней император России заявил: «Смею надеяться, что мы некогда своими трудами и своею славою пристыдим нации более образованные».
Другой, менее известный автор – бельгийский писатель Нестор Консидерант, который сам побывал в России и провёл в ней семь недель, в своей книге «Россия в 1856 году» писал: «Знакомясь с суровыми суждениями о России, которые столь распространены за границей, я прихожу к следующему выводу: несчастье России состоит в том, что большинство посетивших её людей во всём сравнивают её со своей собственной страной. Так, например, де Костин не захотел понять, что новому, необычному, богатому традициями народу нужна своя собственная цивилизация, и что беспрестанная подгонка общественной жизни такой страны под идеи, которые, быть может, прекрасны, но ей чужды, исключает всякое понимание».
Консидерант без прикрас описывает нищету и бесправие народа. Но в то же время он поражён мощью скрытой в нём энергии. Из России он возвращается оптимисти- чески настроенным: «Нет сомнения, что русский народ ждёт блестящее будущее. Это поистине великий народ…»
Полвека спустя и, конечно, совершенно иначе, чем предсказывали русскому народу разные прорицатели, революция 1905 года, Февральская и Октябрьская революции 1917 года потрясли старый мир.
Положение России непосредственно накануне революции обычно знают лучше, чем события более отдалённой истории. Всем известно, что советская власть была провозглашена в относительно отсталой стране (несмотря на то, что по объёму производства она занимала пятое место в мире), где новейшие капиталистические отношения странным образом переплетались с пережит- ками феодализма и патриархально-родовых отношений, всё ещё сохранявшихся у многих нерусских народов, населявших бывшую Российскую империю. Однако немногие знают, что Россия была главным образом аграрной страной. Крестьяне составляли тогда 82 процента всего населения, то есть более 130 миллионов по сравнению с 28 миллионами городских жителей. В стране было около ста миллионов неграмотных: 90 процентов женского и 65 процентов мужского населения в возрасте от 9 до 49 лет. Революция преобразила эту отсталую крестьянскую массу, не знавшую в большинстве своём ни интенсивных способов ведения сельского хозяйства, ни ирригации, ни химических удобрений, ни селекции, в строительстве нового общества, возводящих плотины, заводы и новые города.
С 1926 года – когда Советский Союз впервые достиг в некоторых отраслях промышленности уровня 1913 года – и до 2000 года в СССР выросло более тысячи новых городов, 43 из которых насчитывалось больше 500 тысяч жителей, в том числе 18 – это города более чем с миллионным населением. Кроме того, за эти годы построено две тысячи посёлков городского типа. С 1917 года сменилось всего три поколения – не так уж много, если представить себе, сколько сил пришлось положить на то, чтобы вместо деревянной русской избы поставить многоэтажные дома из стекла и бетона. Нелегко в короткий срок овладеть искусством градостроения, которое другие народы унаследовали ещё от римлян и обогащали на протяжении веков. Иностранные туристы иногда до сих пор отмечают здесь грубоватость жилищ, но им не мешало бы знать, что при этом СССР занимал первое место в мире по объёму жилищного строительства и озеленению городов.
Гости, посещавшие СССР, как мелкие и крупные буржуа, бывали поражены мощью страны, её процветанием, чистотой улиц и приятным обликом людей, рабочие, профсоюзные деятели, коммунисты и сочувствующие им бывают потрясены тем, что ещё есть и бюрократы, и грубияны, и пьяницы, и бездельники. И с ними велась определённая профилактическая, воспитатель- ная работа, вплоть до принудительных мер.
Три поколения сменилось после Октябрьской революции, и большинство советских людей не знало капиталистического строя. Но прошлое не кануло в Лету. Ни в жизни общества, ни в жизни многих семей ещё не стёрлись «отметины» разных времён: гражданской войны и ино- странной интервенции, политики «военного коммунизма», индустриализации и коллективизации, вторжения гитлеров- цев, нацистского геноцида, победы над фашисткой Герма- нией, которая досталась дорогой ценой, трудностей восстановительного периода.
В советском социалистическом обществе, несмотря на все трудности его развития, на просчёты и ошибки, достигнуто очень важное – граждане нашей много- национальной страны получили право на человеческое достоинство, культуру и уверенность в завтрашнем дне. В советском социалистическом обществе были расширены гражданские права и свободы, повышен уровень благосостояния, образования. Правда, многие давно назревшие проблемы остались не решёнными, но их решение зависело не только от воли советского народа или компетентности руководителей партии и государства. И дело здесь не только в бремени исторически сложившихся традиций, преодоление которых весьма сложно и требует времени, но и в необходимости обеспечивать надёжную оборону страны – вначале перед лицом гитлеровской угрозы тридцатых годов, затем в ответ на агрессию фашисткой Германии, и, наконец, в противовес американской гегемонии. Нельзя забывать и о том, какую помощь Советский Союз оказывал странам, вставшим на путь социализма (вспомним хотя бы Вьетнам).
Примеры, которые я привожу в своей книге, имеют целью показать, в какой мере был практичен и реален социализм в СССР, и он соответствует теоретическому и практическому представлению об этом уникальном строе. Да, именно реальный социализм, с его переплетением прямых и извилистых путей, удачных и неудачных лет, который, не греша против истины, нельзя разложить на составные элементы. Социализм, существующий как совокупность миллиардов разнообразных действий, побед и поражений, социализм, неразъединимый, как человеческое сердце. Я всегда радовался, что в моей стране рождались гигантские сооружения на Ангаре, радовался первым строителям БАМа, успехам учёных в Армении по изучению атомных частиц. Я ликовал и кричал на улицах своего города Белогорска Амурской области: «Человек в космосе!», «Да здравствует Гагарин!». Будучи солдатом Советской Армии, я побывал на Кубе и там испытывал горечь тех напряжённых дней Карибского кризиса, когда мир держался на волоске. И я с надеждой встречал многочисленные инициативы по его укреплению, которые наше правительство настойчиво предпринимало на протяжении долгих лет.
По окончанию ФЗО г. Благовещенска Амурской области по распределению меня направили работать на Сахалин. Этот остров – один из тех восточных окраин царской России, куда революция 1917 года пришла позже всех, но её годовщины здесь встречали одними из первых… поскольку солнце на Сахалине встаёт на 8 часов раньше чем в Москве. В то время его проблемам, в частности в области со -циального и культурного развития, уделялось особое внимание. Если б ещё немножечко просуществовала Совет- ская власть, этот остров, несмотря на свой суровый климат, землетрясения и цунами, превратился бы, благодаря своему географическому положению и строящейся Байкало-Амурской магистрали, в идеальный пункт торгового обмена между Азией, Европой и Америкой.
Увиденное мной, во время работы на Сахалине, наглядно свидетельствует об огромных достижениях Советской власти на всей территории страны, в том числе в её самых отдалённых уголках.
История острова очень проста. Вся южная часть его, отошедшая к Японии после поражения царской России в войне 1905 года, была возвращена СССР после капитуляции Японии в 1945 году.
Население Южно-Сахалинска по национальному составу почти не отличалось от населения сибирских городов. Это русские, украинцы, татары, белорусы, меньше представителей местных народностей, которые сами по себе не так уж многочисленны, да и жили к тому же на побережье.
Здесь больше, чем в Сибири, встречается лиц с азиатскими чертами – это корейцы.
На острове, вытянувшемся с севера на юг почти на добрую тысячу километров – его площадь равна седьмой части Франции, – до войны жило всего-навсего сто тысяч человек. С того времени население увеличилось в шесть раз и не столько за счёт естественного прироста, сколько за счёт приезда сюда жителей с континента. Южно-Сахалинск, всего лишь сто лет назад бывший самой обыкновенной деревней, буквально на глазах рос и менял своё лицо. Город развивался по генеральному плану, предусматривающему создание современных микрорайонов с населением от десяти до двенадцати тысяч человек в каждом, введение в строй в течение ближайших лет теплоцентрали, которая обеспечит весь город единой системой отопления и горячей водой. Стоимость строительства здесь в три раза выше, чем в Москве, из-за повышенной сейсмичности, транспортных затрат и более высокой оплаты труда.
Сахалин является как бы одной из опор «моста в будущее». Поскольку уже несколько лет остров связан с континентом бесперебойно действующей железнодорожной паромной переправой, можно сказать, что это конечная отметка колоссального предприятия – Байкало-Амурской магистрали, которая связала бы Восточную Европу с Тихим океаном, забирая по дороге природные богатства, разработка которых уже началась в Сибири. Это был бы прямой открытый пункт обмена на пути к Америке и Японии, уже тогда играющий немаловажную роль в советской внешней торговле с капиталистическими странами, – торговле, искусственно тормозимой, однако, дискриминационными мерами американских властей, унаследованными от времён холодной войны.
Что представляли собой люди, жившие на столь отдалённой и обширной территории? Статистика рисует иногда красноречивые образы. Так, она говорит, что Сахалин занимал одно из первых мест в СССР по коли- честву прочитанных книг и числу цветных телевизоров. Его жители в среднем 36 раз в год посещали кинотеатр.
Прежде всего, трудные условия жизни и работы на острове определяли особый характер требований к тем, кто сюда приезжал. В основном это молодые люди – те, кому хватает мужества продлить контракт, основать свой семейный очаг вдали от родных мест, те есть люди, одарённые силой характера, встречающиеся не на каждом шагу. Большинство выпускников высших учебных заведений ехали сюда, зная о перспективах ускоренного развития здесь самых различных отраслей промышленности. Да, это молодые, энергичные, высококвалифицированные, любознательные люди. Они относились к высокооплачиваемой категории работников. Их средняя заработная плата – более трёхсот рублей в месяц – заметно повышала среднюю заработную плату рабочих и служа- щих в целом по стране. Поэтому редко встречались случаи, когда кто-либо стремился увеличить свои основные доходы за счёт дополнительных приработков, так называемой «левой работы». Народ здесь берёг время для чтения, посещения спектаклей (сюда нередко приезжали на гастроли артистические силы), для туристских путе- шествий, учёбы (лично я там окончил курсы электромеханика, что впоследствии в жизни очень пригодилось). Хочется добавить, что на Сахалине часто встречались люди, не боявшиеся проявлять инициативу даже тогда, когда это связано с риском. Они готовы были нести всю полноту ответственности за работу в своей области, они мечтали грудью столкнуться с непокорными силами окружающей среды – дикой и одновременно прекрасной природы. Таких людей можно было встретить на Крайнем Севере, где они проникали в секреты вечного льда, в пустынях Средней Азии, где они создавали хлопковые плантации; на могучих реках Сибири, где они строили гигантские электростанции, в сибирской тайге, где они прокладывали Байкало-Амурскую железнодорожную магистраль.
Перед отъездом на Сахалин мне удалось прочитать Чехова, опубликовавшего в конце прошлого века свои записи о крае царской каторги. Это потрясающей силы документ, раскрывающий каждодневные преступления царизма, к чему мы сегодня и возвращаемся, проводимые им политические и гражданские репрессии, а также гниение основанного на этих репрессиях общества. Сегодня не надо больших усилий, чтобы поверить, что эта нечеловеческая эпоха длилась здесь вплоть до Октябрьской революции. Однако это усилие необходимо, чтобы понять неслыханную непримиримость последовавших затем схваток, ожесточение, с которым велась гражданская война и война с интервентами, последствия которых ощущались потом долгие годы.
Формально каторга была ликвидирована император- ским указом от 1906 года вследствие открытой Чеховым кампании протеста, но ещё долго после этого не могли исчезнуть оставленные ею язвы: детская проституция, хронический голод, болезни, полурабское существование местного населения. Ныне места, о которых писал Чехов, неузнаваемо изменились. Старый мир исчез. Я даже не смог опознать столь красочно описанные им пейзажи, хотя они явно сохранили свою прежнюю суровость, столь характерную для сахалинской природы, но в них не было ничего от чеховской печали, вызванной унижением людей.
После революции отношения между людьми, нациями и этническими группами, между городом и окружающей средой изменились самым радикальным образом. В советском обществе были свои недостатки, до конца не удалось изжить кое-какие предрассудки, ликвидировать преступность, алкоголизм и некоторые другие пороки. Но никогда ещё общество не было столь демократичным и столь гуманным, как советское.
Чтобы исправить несправедливости прошлого, хотя оно и не несёт за них ответственности, это общество иногда сознательно шло на предоставление больших прав национальным меньшинствам.
Дети бывших племён нивхов, айнов, орочей, имели полное преимущество при поступлении в техникумы и институты независимо от существующего конкурса. С самого раннего возраста они находились на полном государственном обеспечении.
Другой пример: ограничения в рыбной ловле и охоте не касаются потомков людей моря и тайги. Объединённые с помощью Советов в кооперативы или артели, они были вольны вести свой традиционный образ жизни, труда. Вольны в ещё большей мере, поскольку совсем рядом находились школа-интернат, ясли и бесплатная поликлиника.
По всему было видно, что Сахалину уготовано было стремительное экономическое развитие. Были бы построены новые города, объём перевозок между островом и континентом удесятерился бы, число самоходных железнодорожных паромов, связывающих остров с материком, было бы удвоено. А для того чтобы прокормить непрерывно растущее население, планировалось создать целую сеть животноводческих ферм и тепличных хозяйств.
За последнее советское время на Сахалине были достигнуты значительные успехи. Предстояли поиски решения многих новых проблем дальнейшего развития этого острова.
Однако главное – это то, что в нашу жизнь советских граждан вернулись те капиталистические отношения между людьми, которые характерны в этом обществе, где есть эксплуататоры и эксплуатируемые. Нам очень трудно привыкнуть и вообразить, что траулерный флот и плавучий завод, фабрики, заводы и даже земля принадлежат частным лицам, что доходы от нефтяных промыслов могут идти на обогащение крупных отечественных и иностранных компаний.
Меня просто удивляет, как напрочь мои соотечественники забыли об историческом опыте своей страны, позволив разорить такую первоклассную отработанную систему государства, где каждый жил, и стар и млад, не заботясь о завтрашнем дне.
Я перебираю в памяти, как мы жили в советское время, и не перестаю удивляться бывшему нашему гостеприимству. Я восхищён был нашей добротой, трудолюбием, налаженным бытом. Какие мы были счастливые! Какие были счастливые все советские люди! Русские, татары, узбеки, казахи, таджики, азербайджанцы и другие – все граждане одной страны, нерушимо связанные друг с другом. Все мы словно цветы одного сада. Наши сердца бились в одном ритме, и все мы шагали в ногу к одной цели – построению мирного, процветающего общества, в котором каждому доступны все жизненные блага. Сегодня жители СССР разделены.
Русский народ оказался фактически в униженном положении в своей собственной стране. Его состояние не имеет прецедентов в новой и новейшей истории. Русские стали крупнейшим в мире разделённым народом. И это разделение настолько глубоко и многомерно, что заставляет говорить о реальной угрозе исчезновения русских как нации.
Русские разделены географически. Двадцать пять миллионов человек в одночасье превратились в иностранцев в своём Отечестве, где они подвергаются дискриминации и вытеснению. Не лучше их положение и в некоторых так называемых национальных окраинах Российской Федерации.
Русские разделены экономически и социально на «новых» и «старых», пропасть между которыми углубляется с каждым днём. Русские разделены идеологически. Идёт беспримерное по масштабам наступление на русскую культуру, в том числе на такую составляющую националь- ного самосознания, как православие. Русских пытаются лишить национальной самоидентификации. Ликвидация упоминания о национальной принадлежности в паспорте нового образца есть попытка убить одним выстрелом двух зайцев: замести следы хозяйничанья националистов и ещё больше – подорвать национальное самосознание русских. Мы все прекрасно понимаем, что капиталистический способ производства не в состоянии удержать такую страну, как Россия, в государственном единстве. Наоборот, капитализм интенсивно обостряет межрегиональное противоречия, раздувает центробежные силы и тенденции. Капитал всегда преследовал и преследует лёгкую добычу. Особенно это проявляется сегодня в нашей стране: газ, лес и ископаемые в целом добываются варварским путем, нарушая экологию всей земли…
Свой «ВЗГЛЯД» хотел бы выразить и стихами. Стихи, принято считать, ярче отражают действительность.
СОВРЕМЕННЫЙ МЕЦЕНАТ
«Эх, как бы мне разбогатетьДа с жиру веселей запеть!Кого умаслить, «обогреть»,Душой ослабшей завладеть?Во! Назовусь я «меценат»И возведу свой «комбинат».Всю голытьбу стяну сюдаДля «благодарного» труда.Завет – псалтырь им свой всучу,Молить о счастье научу.Пускай хвалу мне воздают…В сараях им создам уют:Лежанки сколочу из хлама,Заклею целлофаном рамы,Соломы брошу на топчан,Чтоб реже дохли по ночам…».Клич бросил: «Все ко мне, творцы!».Брехне поверили слепцы,Больные телом и душой:Сбежались – «на ушах с лапшой».Крещенье их произвелиИ «С Богом, в шахту!» – изрекли…Ну, двинул тёмный люд в забой,Кресты, псалтырь, забрав с собой.Долбили, не щадя ног, рук,И рыли, как навозный жук…Когда подняли лифт наверх,О, боже! Взяли – то не всех!Пришлось спускать клеть ещё раз –За тем, кого угробил газ.Ещё ЧП – на пилораме!Такое горе чьей-то маме:Парнишке руку отсекло,Немало крови утекло.Распухшие, в мозолях рукиУ мужиков от кирпичей…«Надрались» за усопших в мукеНа все, что выдал казначей.Едят, что бросят им, и пьютДа в небо крестики суют:«Меня, мой Бог, не забывай!»И клянчат только: дай, дай, дай.Забыв достоинство и честь,Про то, что подлость ещё есть,Что Бог дал право и на меч,Чтоб зло, как говорится, с плеч!И был уже никто не рад,Что сунулся на «комбинат»,А «меценат» всё веселей:Брюхатым стал, жирней, наглей.Тебя ему не жалко. ПлутЗапряг, словно раба, в хомут.Ты рвёшь гужи за харч и нары,Чтоб меценат скупил Канары.Суть сказа моего одна:Жизнь не в рабах ходить дана.Дерёт три шкуры?Будет семь спускатьИ разум, плоть и дух твойотравлять.Вставай с колен!Довольно честь терятьВедь ты – не гниль!С народом вместе – Рать!И чтоб закончилосьскорей твоё мученье!В НАРОДНОЕ ВСТУПАЙТЫ ОПОЛЧЕНЬЕ!Из тематики стихов видно, что в первую очередь надлежит навести порядок в том доме – где живёшь, то — есть в России, и в первую очередь избавиться от эксплуатации человека человеком.
Да и ресурсы нашей планеты ограничены, поэтому ограничена и её способность обеспечивать людей всем необходимым. Земля не может беспредельно подвергаться загрязнению. Земля – наш дом, и мы можем разрушить своё жилище. Поэтому нам всем необходимо работать вместе, чтобы сберечь свою планету, защитить окружаю- щую среду, установить прочный мир во всём мире. Вот таким и должно быть будущее Земли, будущее родного очага всего человечества.
* * *
НАДО СВЕРГНУТЬ КАПИТАЛ
Токаря и пекаря,Лучшей жизни от царяНе дождаться вам, ни-ни,Ваше дело спину гни.Так устроен белый свет.Что рабочим жизни нет.Царь и вся царева свитаЛишь хозяйская защита.Мы для них простой народ,Хуже, чем последний скот.Что же делать? Как же быть?Надо головы рубитьИ царю, и палачам,И министрам сволочам!Чтобы мир другим бы стал,Надо свергнуть капитал.АНДРЕЙ НОСКОВ 1911
* * *
МОЯ СТРАНА
Грабёж страны всё нарастает,Тащат за дальние моря.Бьёмся за тебя,Опалённая, святая,Родина прекрасная моя!Ты была безбрежным океаном,Тихой, с детства памятной рекой,Лермонтовским парусом в тумане,Пушкинскою избранной строкой.Ты была простором и раздольем,Сказочной избушкой на ветру.Тёплым запахом ржаного поля,Пионерским горном поутру.Ты была мечтою неустанной,Явью наших самых светлых снов,Золотым покоем Левитана,Песнею Чайковского без слов.Девушкой, единственной на свете,С золотой русою косой,В тонком платье солнечного цвета,На лугу, обрызганном росой.Материнским домом за оградойПели и плясали на виду!Старым чеховским вишнёвым садом,Горьковскою бурей в том саду.Украинской песней,Русской сказкой,Волгой – легендарною рекой,Белоснежной шапкою кавказкой,Вековой сибирскою тайгой.Ты была для нас насущным хлебом,Воздухом,Лучом,Звездой во мгле,Незакатною зарёю в небеИ небесным светом на земле.Ты была берёзкой белоствольной,Негасимым дальним огоньком,Неоглядной степью,Птицей вольной,Знаменем гвардейским над полком.Ты была заводом многотрубным,Стройкой на пустынном берегу,Ты была окопом непреступным,Высотой, не отданной врагу.Вечною, нетленною красою,Мужеством бессмертным и живым –Тоненькою девочкою Зоей,Юношей Олегом Кошевым.В трудный час для мира и свободыТы была источником тепла,Матерью была для всех народов,Родиною Ленина Была!Родина!Не узкою полоской–Ты была державой мировой,Паспортом, который МаяковскийПоднял высоко над головой.Все твои богатства и просторы,Всех живых и мёртвых имена,Все леса, равнины, реки, горыУместились в сердце у меня.И сегодня: МыНе позволяем хоронить тебяРодина прекрасная моя!20.08.2019
* * *
ГОРЯЧИЕ СЕРДЦА
Пришло в Россию снова то ворьё.И в лёгкой дымке свежего туманаУшла и скрылась радость, торжество.Простор горю, неправды и обмана.Разрушен свет. В нём радость ипокой.Это время для искушенья многих,Небо будто разъехалось с землёй,Рождая зло и грешных, и убогих.Ушла надежда с розовой зарёй,И вера наша в светлое пропала,Она горела яркою звездой.Где ты? Всему спасения начало.Придёт на землю снова благодать!И красные знамёна, как бывало,Свет вернут – и его уж не отдать.Горячие сердца тому начало.Моя книга, конечно, не может изменить положения сложившееся в нашей стране. Но я был бы рад, если бы она смогла изменить представления того или иного читателя о том, что происходит. И подтолкнула бы его хоть немного к тому будущему, когда люди станут ценить то, что связывает народы друг с другом, как было в Советском Союзе. ГОРДОСТЬ ЗА СВОЮ СТРАНУ!
РОССИЯ
Понять её не просто,Хоть люди в ней просты.У деревень – погосты:Кресты, кресты, кресты…Да, вот она – Россия:Поля, луга, леса,Её дожди косые,В озёрах – небеса.Свод неба синий-синий,Под небом мокнет гать.Никто людей РоссииНе сможет запугать.Да, вот она – Россия,Что сердцу дорога:В снегу стоят осины,С утра поёт пурга.Ты – боль моя, Россия,Ты – Родина моя.Здесь русским духом веет,Здесь – русская земля.* * *
ВОЖАК
Я Дашу на вокзале встретил:Она танцует и поёт,А рядом ручки тянут дети:Берут, что зритель подаёт.Я обнял женщину за плечи.Она зарделась, как заря,Слезу смахнула (рада встрече),Глазами чёрными горя.К себе малышек прижимала,Одетых в дряхлое тряпьё…И боль, как лезвие кинжала,Вошла в предсердие моё.А позже Даша с болью в сердцеСказала: муж погиб в Чечне,И понесло семью армейцаПо всей, уже чужой, стране.Душа моя зашлась от боли,И подступает к горлу ком:Ведь наша Даша в комсомолеБыла когда-то вожаком!Любить Отчизну призывала,Ударным укреплять трудом…При власти нынешней вокзалы –Её детей голодных – дом…* * *
ДЕТИ ВОЙНЫ
Вот это были дети!Дети той войны.Не знали дискотеки,Родины сыны.Они на фронте бились,Метали рожь в cтога,В суворовском учились,В шесть лет – пом. пастуха.Как быстро повзрослели!В заводы шли, в цеха,Их планы – пятилетки,Росла, росла страна.И вот уже седые,Отцы и матеря, –Дети фронтовыеО жизни той скорбя.Я всегда мечтал попасть туда, где самая короткая и светлая ночь – легендарный Ленинград. И вдруг каким-то чудом, моё желание исполняется, еду на учёбу в красивейший город нашей страны.
В Ленинград я прибыл из Москвы по железной дороге.
После приезда я сразу же отправился в Петропав -ловскую крепость, эту «русскую Бастилию», за глухими стенами которой томились мечтатели и заговорщики 19 века. Отсюда были отправлены на виселицу или в ссылку революционеры-декабристы. Сюда был брошен и Достоев- ский, переживавший инсценированный расстрел, который он помнил до конца дней. В мрачных и сырых подземельях этой тюрьмы до 1917 года погибло много революционеров.
В тот день, когда я оказался у ворот крепости, она была закрыта для посетителей, так как здесь снимали какой- то фильм. Несмотря на непогоду, многочисленные зеваки с любопытством наблюдали за съёмками, разглядывали лошадей, реквизит и костюмы прошлого века. В тот день весь город был затянут сероватой дымкой, тянувшейся со стороны Балтики. «Серый ангел», как образно назвал Ленинград Пабло Неруда: проспекты, отливающие сталью; дома из камня, отдающие свинцом… Всё вокруг имело этот оттенок: река, тучи и даже знаменитые дворцы, которые, казалось припали к водам Невы, ее притоков Фонтанки и Мойки, бесчисленных каналов. Старожил этого города скажет мне позже, что это обычный для города колорит.
Шаг за шагом я проникал в жизнь сегодняшнего города и в историю тех сеющих смерть дней блокады, которую воскрешала сохранившая всё до мельчайших подробностей память моих собеседников. Вскоре я понял, каким образом Ленинград всё ещё переживает свою блокаду, каким образом время, в котором он выжил и победил, органически вписывается в историю одного из красивейших городов мира, города великих писателей, учёных, революционеров и рабочих, боровшихся за будущее без насилия и без классов, города, который был основой Великой Октябрьской социалистической революции.
Каждый из жителей Ленинграда носит в сердце свою блокаду, у каждого из них в безымянных могилах Пискарёв- ского кладбища покоятся близкие, каждому есть о чём рассказать: и водителю такси возившему нашу группу по улицам и проспектам Ленинграда, и оставшимся безымянными зрителям, вместе с которыми я смотрел фильм о тех трудных днях, и горничной в гостинице… Одни вспоминали погребённых под снегом отца или мать, другие замолкали, замыкались в себе, взор их темнел. Во время нашей беседы с преподавателем он несколько раз останавливался, не в силах продолжать рассказ, – так тяжело ему было вспоминать прошлое. Как-то в свободное время от занятий он привёл нашу группу на мост через Фонтанку, к знаменитым «Укротителям коней» и показал следы осколков на постаменте. «Это нужно сохранить для памяти», – сказал он.
Помимо моего интереса к прошлому мне всё же было трудно слушать о блокаде, так как сам Ленинград произвёл на меня впечатление старого города, полного духов и привидений. И мне, когда я глядел на рыжеватые краски восхитительных творений нашей России или на голубизну и позолоту растреллиевских дворцов, порой казалось, что Ленинград – это только история…
Всё, что сегодня совершается в городе Достоевского и Менделеева, Блока и Павлова, Пушкина и Кирова, – всё это ещё один шаг на пути к осуществлению великой мечты людей. Новое создается постепенно, а завоевания прошлого ленинградцы сумели уберечь в течение почти трёхлетней жесточайшей осады гитлеровцев, ненавидевших всё то, что символизировал собой этот город. Как известно, богатство народа – молодёжь, и её воспитание – одна из главных задач советского общества. Никогда и нигде мне не доводилось встречать так много художников, писателей и артистов как в этом городе, которые всецело посвящали себя работе с детьми. В этом городе я убедился, что театр – это школа жизни и что искусство есть постоянное движение вперёд к пониманию важнейших конфликтов бытия. «Учиться жить» – вот ведущий мотив высказываний моих многочисленных собеседников.
Ленинград, открывшийся моему взору, очень далёк от того Санкт – Петербурга, который морозным январским утром 1905 года впервые увидела Айседора Дункан. Тогда улицы города были запружены толпами людей, провожавших в последний путь рабочих, убитых царскими войсками. Ленинград предстал предо мной строгим и гордым городом, гордым оттого, что выстоял и победил в борьбе за свою жизнь. В годы второй мировой войны Ленинграду выпала страшная доля. Более полумиллиона его жителей умерли от голода. Такова была месть Гитлера и его приспешников городу Ленина, городу революции, крейсера «Авроры», Смольного, Адмиралтейства и Зимнего дворца, – месть за неприступность. История борьбы и сопротивления Ленинграда – прекрасный образец стойкости человеческого духа. Прикосновение к трагедии блокады позволяет укрепить веру в будущее человечества.
И вот наступил тот день, когда заканчивалось наше обучение. За это короткое время я всецело прикипел и крепко полюбил этот сказочный город. Город, где самая короткая и светлая ночь.
Белые ночи окутывают Ленинград волшебным покрывалом. Очертания зданий напоминают вытянутые тени, и кажется, что сами они не каменные, а прозрачно –воздушные. Лёгкий розовый отсвет медленно замирает вдалеке, в Балтийском море, чтобы потом снова вспыхнуть пурпуром. Разводные мосты, словно вздевая к небу руки, пропускают корабли. Остриё позолоченного шпиля Адмиралтейства устремляется в небо, а внизу, на скамейках парка, слышатся разговоры и смех. Чуть дальше, на набережной, недалеко от Зимнего дворца, струны одинокой гитары нашептывают песню о любви. Быстрые тени пробегают в сторону набережной: это выпускники школ торопятся встретить первый день своей самостоятельной жизни. Сегодня здесь они совершают переход от мечтаний юности, которая пока кажется беспечной, к будням зрелой жизни. Такова эта самая короткая и светлая ночь – ночь 22 июня. Таким запомнился мне этот день, – день отъезда.
Однокурсники провожали меня, самый молодой из них был Нур Мурад ему было 24 года, мы с ним подружились, хотя в годах большая разница, но нам это не мешало иметь общие мысли и взгляды на жизнь.
Однажды я получил от Нура Мурада письмо, в котором он приглашал меня на свою свадьбу. Я с радостью принял приглашение и полетел в Ташкент.
Утром 19 августа за мной в Ташкент приехал брат Нура Мурада Анвар Мурад, и мы отправились в кишлак. По дороге Анвар Мурад рассказывал мне о городах и посёлках, мимо которых мы проезжали.
До Октябрьской социалистической революции, рассказывает он, – в Узбекистане пригодными для обра- ботки землями и ирригационными средствами владели баи, кулаки и священники (алишаны) они эксплуатировали чужой труд. Люди, которые гнули спину на полях баев и кулаков, полностью находились в их власти, они не могли даже жениться по своему желанию.
Всем крестьянам жилось одинаково тяжело, независимо от того, кто был их хозяином. И бай, и кулак и священник преследовали одну цель – собрать как можно больший урожай, получить большие доходы. Сами они проводили время в развлечениях, а как жилось крестьянину, их совершенно не беспокоило.
В то время искусственное орошение использовалось незначительно, и крестьяне с нетерпением ждали каждого дождя. Многие занимались овцеводством. В поисках пастбищ приходилось кочевать. Земледелие велось очень примитивными способами.
И только после Октябрьской социалистической революции 1917 года узбекский народ получил возможность развивать сельскохозяйственное производство. Сейчас вы видите наш цветущий край, продолжал свой рассказ Анвар Мурад. Основа сельскохозяйственного производства нашего края – поливное земледелие, поэтому здесь большое внимание уделяется строительству оросительных систем. За годы Советской власти были реконструированы старые ирригационные сооружения и построены новые. Самые крупные каналы: Большой Ферганский, Большой Андижанский, Северо-Ферганский, Южно – Голодностепский, Аму – Бухарский, Каршинский. Самые значительные водохранилища: Каттакурганское, Южно-Сургаское, Чимкурганское, Куюмазарское, Пачка- марское, Туябугузское, Чарвакское. У нас сосредоточено 22 процента всех орошаемых земель СССР. Благодаря всему этому, мы имеем бескрайние поля хлопка, зерновые культуры в том числе: рис, кукуруза, картофель овощи, бахчевые культуры, не говоря о виноградниках. Вот мы и на месте, в колхозе имени Первого мая, сказал Анвар Мурад прерывая свой рассказ.
Дом родителей Нура Мурада был очень красив. Особенно оригинально были отделаны двери и стены. Дом утопал в цветах и в кронах сада.
Его невеста – хорошая и красивая девушка. Она молодой врач – закончила в этом году Ташкентский медицинский институт – и работает в нашей деревни, рассказывает мне мать жениха. Мы хорошо знаем её родителей, но дело не в том. Самое главное, что Разия и Нур Мурад любят друг друга. Сейчас молодые люди женятся по любви, а в наше время даже видеть друг друга до свадьбы считалось грехом. До Советской власти существовал такой обычай, по которому жених должен был уплатить за невесту выкуп. Практически невесту тогда покупали…
Камиль Османов прервал жену:
– Геннадий, видишь ли, наша мать привыкла на каждом шагу сравнивать старые и новые времена. Она не понимает, что с молодёжью так не разговаривают.
Я ответил ему:
– Камиль-ата, не стоит перебивать Мухаббат-апу. Она права. Надо рассказывать молодёжи о прошлом, чтобы молодые люди знали, кем вы были раньше и кем стали теперь. Иначе они будут думать, что всегда всем жилось хорошо.
На следующий день была назначена свадьба. В доме с утра царила суматоха. Играла музыка, готовилось угощение. Прибывали всё новые гости. Меня знакомили с каждым из них.
Камиль-ата – главный организатор торжества– отдал все основные распоряжение и был относительно свободен. Поэтому я счёл возможным попросить его показать мне хлопковые поля. Он согласился. Мы отправились в поле.
Я заметил, что урожай в этом году превосходный. Камиль Османов с гордостью поглядел на хлопок, по привычке подкрутил усы, слегка сдвинул на затылок узбекскую шапочку и сказал:
– При виде такого хорошего урожая сердце радуется. Мы регулярно поливаем хлопок. Кроме того, в этом году шли дожди. Посевам не угрожают насекомые-вредители. Когда все коробочки раскрываются, в колхозах нашего района с самолетов распыляют химикат, под воздействием которого на кустах опадают листья и остаётся только хлопчатник. Хлопок мы убираем машинами.
Камиль-ата перевёл дыхание, вынул из кармана табакерку, пожевал табак и намеривался продолжать рас- сказ, но я перехватил инициативу в разговоре и спросил:
– Нур Мурад говорил мне, что ваш колхоз считается лучшим в районе. Сколько же хлопка собираете вы с гектара?
– В прошлом году этот показатель составлял 45 центнеров, в этом году урожайность ещё выше. Мы предполагаем собрать до 50 центнеров с гектара. Мы почти всегда перевыполняем план по сбору хлопка. В нашем колхозе в этом году под хлопок отведено четыре тысячи гектаров.
Я попросил Османова разъяснить мне ещё одну вещь:
– Вы сказали, что у вас в колхозе все полевые работы выполняют машины. Вы берёте их в аренду?
– Нет, у нас есть своя сельскохозяйственная техника, которую мы купили на колхозные средства. У нас есть свои инженеры и специалисты. Каждый колхоз имеет свою мастерскую по ремонту техники. У нас есть также школа, больница, библиотека. Лет пять назад мы заасвальтировали все улицы в деревне за счёт средств колхоза.
– Так, разговаривая, мы дошли до канала. Я понял, что это часть оросительной системы. Камиль-ата подтвердил мою догадку.
– Лет пятнадцать назад, – рассказывал он, – по решению правительства было развёрнуто строительство Каршинского канала на государственные средства. Для орошения полей нашего колхоза мы берём воду из этого канала. За это государство не взимает с нас никаких налогов. Проходя мимо каких-то развалин, я спросил:
– Что это за развалины?
Камиль Османов нахмурился, гнев отразился на его лице.
– Не стоит вспоминать о прошлом. Вряд ли оно представляет для вас какой-нибудь интерес. Да и поздно уже. Пора возвращаться в деревню.
Я видел, что Камиль-ата избегает ответа на мой вопрос. Это показалось мне странным, ведь весь наш разговор был таким дружелюбным. Чем мог его расстроить мой последний вопрос?
– Наверное, с этим связано какое-нибудь событие из вашей жизни? – настаивал я.
– Нет, здесь нет никакой тайны, – сказал он. – Просто, когда вспоминаешь, становиться тяжело. Я больше привык думать о будущем. Но если настаиваете, то я расскажу вам. Деревня, в которой вы находитесь, целиком построена после Октябрьской революции. Прежде она стояла там, где вы видите эти развалины. В центре один каменный дом – дом бая, владельца всех близлежащих земель. Вокруг дома соломенные хижины его слуг и крестьян от этих жилищ не осталось и следа. В одной из таких хижин жили мои предки. Уровень жизни был очень низким. Болезни уносили жизни простых людей. Меди- цинской помощи им не оказывали. В роли лекаря во всех случаях выступал мулла. Во всей деревне только он знал грамоту. Крестьяне занимались земледелием, но обрабатывали несравненно меньшую, чем сейчас, площадь.
Урожай полностью зависел от погодных условий и, конечно, был невысоким: с одного гектара собирали пять-шесть центнеров хлопка. Урожай бай забирал себе, оставляя работнику лишь ничтожную его часть. Если кто-либо осмеливался выразить протест, бай избивал его и прогонял с земли. Словом, наказывал по своему усмотрению. Мулла учил людей быть добродетельными. Грехов бая он словно не замечал. Он запугивал крестьян, держал их в страхе и повиновении. О чинарах, которые вы видите около развалин, мулла рассказывал невероятные истории. Тёмные люди очень боялись силы, якобы заключенной в этих деревьях. После революции бай бежал из этих мест. Крестьяне стали хозяевами земли. Впоследствии на байской земле был создан наш колхоз. Прежде бай был хозяином нашей судьбы, теперь мы сами ею распоряжаемся, наши предки жили в хижинах, а мы теперь живём в благоустроенных домах. Он неожиданно замолчал, подумал немного, потом по обыкновению подкрутил усы и продолжал:
– Дай бог, чтобы на земле был мир, чтобы наши дети и внуки жили счастливо и чтоб никогда не вернулись байские времена.
Я так был увлечён рассказом Камилом-аты, что не заметил как мы подошли к дому.
Здесь звучала музыка: исполнялись свадебные мелодии на узбекских народных инструментах.
Долго продолжалось свадебное пиршество, сопровождавшееся пением и танцами.
На следующий день я покинул кишлак, в котором живёт Нур Мурад. Прошло много времени, но приятные впечатления остались до сих пор в памяти.
Слова Камил-аты оказались пророческими. Внуки баев вернулись на эти земли, и наводят свои порядки – ужасы. Нур Мурад со всей своей семьёй покинул родные края, – перебрался в Красноярск.
Мы рассмотрели образы прошлого – социализма.
«Одно из чудес 20 века – это преобразование одной шестой части земли из отсталой, управляемой царём страны с народностями на окраинах, находившимися на стадии феодального развития, в современное индустриальное государство, и построение в нём развитого социалистического общества».
Рассматривая образы 1990 года и далее, мы увидим, что экономическая политика правящей в России группировки обеспечила последовательное разрушение научно-производственного потенциала страны, созданного в советское время. деиндустриализация неизбежно приводит к деградации производительных сил общества.
Один из образов
КАФЕ «ЗОЛОТАЯ МЕЛЬНИЦА»
В Белогорске мельница Прославилась мукой. К нам (даже не верится!) Зерно текло рекой. Где ты, родная мельница, И в проходной порог? Давно зерно не мелется – Встал вальцевый станок. Как свечереет, к мельнице Спешат на огонёк. Теперь на этой «Мельнице» – В рюмашечках исток. Здесь «Золотая мельница» Кафе, а не завод. И всякий люд с безделицы Визжит и в пляс идёт. От коньячка да беленькой Идёт в разнос народ – Распаренный без веников, Ногами пол трясёт. Где ты, родная мельница, И в проходной порог? Давно – давно не вертится Наш вальцевый станок.За последние 10 лет численность работников во всех сферах производства, науки и в сельском хозяйстве сократилась на 15, 3 млн. человек.
Чудовищный удар наносится по престижу производи- тельного труда. Инженеры, технологи, высококвалифицированные рабочие получают гораздо меньше, нежели многочисленная обслуга олигархии. В общественное сознание внедряется мысль, что реальный успех в жизни зависит не от честного труда на благо общества, а от умения извернуться и приспособиться к «денежным потокам», от продажи всего и вся, включая честь и совесть.
Социально-экономическая политика правящего режима свидетельствует об откровенном пренебрежении интересами населения страны, прежде всего – пролетарских масс. Всё, что делает власть, наглядно выпячивает её классовый характер. При этом, затушёвывая представление противоречие между трудом и капиталом.
В идеологии, культуре и морали оголтелый либерализм насаждает культ индивидуализма и «золотого тельца», всячески высмеивает присущие нашему народу коллективизм, бескорыстие, совестливость и другие духовные качества. Извращаются великие идеалы демо- кратии и прав человека. Ведётся осатанелая антисоветская, русофобская пропаганда. С целью прервать преемствен- ность времён обрушивают клевету на труды прошлых поколений, неустанно создавших могучее многонациональное государство, мужественно защищавших его рубежи. Народ России, его молодёжь отстраняют от великого мирового и национального духовного наследия. Копиру- ются худшие образцы западной поп-культуры, ставшей символом вырождения высоких эстетических ценностей, превращая Русский народ в рабов.
В своих стихах Марк Лысянский вспоминает о своём отце, грузчике, который знал, что такое жизнь батрака.
Так работал, что в глазах плясало И пересыхало всё во рту, Но зато раз в сутки ел он сало С житняком. И тут же спал в порту. Он трудился до седьмого пота Не жалел здоровья своего. Нет, не годы – адская работа Раньше срока сгорбила его. Он обиделся на жизнь чертовски И грозил кому-то кулаком… Мне всегда казался горб отцовский Затвердевшим на плечах мешком.Марк Лысянский
В заключение хотел бы отметить. Наши великие предки не для того веками создавали, развивали и защищали
Россию, чтобы она сгнила в руках кучки воров и взяточников.
В СТИХОТВОРЕНИИ НАГЛЯДНО ВИДНО ОБРАЗ КАПИТАЛА
Советский люд метёт метлой– Работы нет у них другой. Не пить им больше коньяка, «Палёнка» будет вам братва. Вот закуска банан, халва, А вдогонку идёт молва – Вот они! Советский люд. Подопьёт, и душою крут. Советский люд ну, погоди Создадим вам и рудники. Там по - умерится ваш нрав, И вы узнаете кто прав. И так грозит им капитал – Я всё советское продал. Вы мой навеки персонал, Из вас полицию набрал. Законы те я написал, Меня, чтоб каждый охранял! Я буду милостив и к вам, На меня молитесь, как к богам.У трудящихся другой родины нет и не будет.
В наших силах создать в ней нормальную человеческую жизнь, сделать свою страну для детей и внуков свободной, духовно развитой и богатой.
Огромная вера в нерастраченные силы страны и её несметные духовные богатства вдохновляет всех, кто несомневается в светлом будущем России, в том, что она сможет собрать волю и преодолеть хаос лихолетья, выйти, несмотря на окутавшую её мглу, на верную и твёрдую дорогу.
Верные сыны России
Мы - Коммунисты Родины сыны!
Свой дух крепили на полях сражений.
Предателей с дороги мы смели
Придём к своей победе без сомнений
В победу нашу верим, как бывало,
Всё твёрже шаг, всё больше нас в строю.
Мы ротные сегодня запевалы,
На поле брани - первые в бою.
Припев: (2 раза)
По городам и весям наш флаг мы водрузим.
Врагов как дым развеем, народ освободим!
В огне, воде не раз уже бывали -
В таких, что выживать могли едва…
Враги свинцом и грязью поливали,
Но выстояли! Партия Жива!
Нет крепче нашей партии в России!
Враги нас не сломают, не согнут.
Пощады никогда мы не просили -
И даже в ту – Великую! – войну.
Припев: (2 раза)
По городам и весям наш флаг мы водрузим.
Врагов как дым развеем, народ освободим!
Будь Партия сильнее год от года,
Чтоб у врагов Отчизну отобрать.
Ты – щит и меч российского народа,
Простому люду ты - сестра и мать!
Припев: (2 раза)
По городам и весям наш флаг мы водрузим.
Врагов как дым развеем, народ освободим!
Давно уже замечено: тьма сгущается перед рассветом.
Образы прошлого будут классическим примером для подражания поколениям. В этом сомнений нет.
Если кто-нибудь из читателей по простоте душевной не поймёт меня, я не стану бросать в них камнями. Я их пойму, так как сам отвергаю все готовые решения. На протяжении многих своих лет я почти ежедневно вслушиваюсь в пульс нашей страны. Вглядываюсь в этот созданный кем-то мир, и до сих пор у меня остаётся ощущение – он не до конца познан нами, и мы, люди, не научились беречь то, что имеем – это жизнь и круглый маленький шарик, – под названием Земля.
содержание
Образы прошлого…………………………….3
Содержание………………………………… 44
ЕЖЕВСКИЙ ГЕННАДИЙ ГЕНРИХОВИЧ
Взгляд на СССР
Образы прошлого
Оформление Ежевская Н. А.
Редактор Хапина Л.Г.
Компьютерная вёрстка автор
Все перепечатки возможныс согласия автора
Формат 120 *180
Амурская область
Г. Белогорск
2019 г