Обратная сторона Марселя: беженцы в Европе
Прованс, Марсель – сколько шарма в этих благозвучных французских названиях! Действительно, и весь регион, и сам город невозможно представить вне Франции, потому что они неотъемлемая часть аристократичной, очаровательный и колоритной страны. Прибрежные холмы, поднимающиеся от побережья террасами, скромные на вид, но дорогие и комфортабельные виллы, прячущиеся в пышных кронах деревьев, – это виды, попадающие на туристические буклеты. Между тем у сегодняшнего Марселя много иных обличий.
Реалии нового тысячелетия
На улицах города-порта и прежде можно было встретить алжирцев, скандинавов, британцев, марокканцев, греков, но все они – матросы иноземных судов – ступали на французскую землю лишь на короткое время и покидали ее, как только убирались трапы их кораблей. Сегодня же в Марселе нашли пристанище многочисленные беженцы, которые, как ни печально, не видят в перспективе возможности вернуться на родину и потому пытаются ассимилироваться в европейском мире.
Однако у приезжих мало шансов стать полноправными гражданами Франции: официальная отметка в паспорте вовсе не гарантирует того, что местные примут инородцев и иноверцев в свою национальную общину. Работы мало и самим европейцам, а когда на вакансии претендуют пришлые люди, закономерно рождается недовольство.
Вот и приходится беженцам пополнять армию клошаров. В уличных войнах, не всегда бескровных, они отвоевывают право промышлять в мусорных баках и собирать стеклотару, которую туристы деликатно (специально для марсельских бомжей) оставляют на скамейках и бордюрах.
Даже легальные мигранты пока имеют максимум крышу над головой, скромное пособие и миллион обещаний от правящих бюрократов Евросоюза. А сейчас их удел – бесконечная волокита с документами, заботы о хлебе насущном, страх перед будущим, неприятие со стороны коренных марсельцев.
Контрасты
Марсель – праздник жизни, существующий для тех, кто прибыл сюда на сверкающих круизных лайнерах. Город живет за счет состоятельных путешественников, и потому в первую очередь здесь думают о них. Условия жизни современной Европы располагают к прагматизму, а не к гуманизму, и жителей ЕС трудно за это осуждать. Но все же хочется, чтобы все европейцы, и французы в частности, чаще вспоминали слова Папы Римского о первостепенной задаче мирового сообщества – разрушении стен, отделяющих бездомных и бесправных от тех, кто благополучен и сыт.