Воздействие запахов на подсознание
Существует ли подсознательная связь между запахами и поведенческими реакциями? В 1983 году в Университете Уоррика было проведено исследование, чтобы ответить на этот вопрос. Эксперимент включал два этапа, участники не знали, каков предмет исследования.
В первой части они были намеренно помещены в стрессовую ситуацию - им приходилось выполнять работу в течение определенного времени, требуя как навыков, так и логического мышления. На приборной панели, на которую они имели прямой доступ, висел лист инструкций для назначенной задачи, запах панели был незнаком индивидууму (триметилундециклический альдегид). Степень разведения была такой, что они не могли сознательно воспринимать запах.
Затем испытуемых спросили, хотят ли они принять участие во втором эксперименте в том же университете. Второй этап, проведенный через три дня, показал убедительным образом, что можно создать значительную степень стресса у одних и тех же людей, действуя при низких концентрациях того же запаха. Они уже выработали условный рефлекс, связывающий специфический запах с ситуацией стресса. Когда они впоследствии чувствовали запах триметилундециклического альдегида и, чтобы испытуемых спрашивали, известен ли запах, мало кто ответил утвердительно.
Существует утверждение, что ароматерапия не способна оказать значительное, что человеческий нос обладает способностью быстро привыкать к запахам. Через несколько минут мы больше не чувствуем запаха эфирных масел и поэтому не можем считать запахи эффективными. Это совершенно неверно, что также подтверждается экспериментом в Уоррике. Запахи влияют на нас, даже когда мы их сознательно не воспринимаем. Часто люди считают концепцию «терапевтических ароматизаторов» малой, и это не удивительно, потому что наши умы часто не воспринимают запахи, хотя мы чувствуем запахи, но в большинстве случаев мы не можем понять этого.
В другом исследовании людям дали два типа тестовой краски, не говоря, что краска отличается только запахом. По мнению участников, ароматизированная краска была предпочтительнее из-за лучшего покрытия и свойств поверхности по сравнению с неароматизированной краской.
Одна из знаменитых парфюмерных компаний провела эксперимент, в котором людям было предложено сравнить две комнаты, идентичные во всех отношениях, за исключением того, что одна из них распространяла мягкий приятный запах. Участники испытаний описали ароматный номер как такой, который легче, чище и свежее, но ни один из них не заметил приятного запаха.
Во всех трех экспериментах запахи находятся на уровнях, воспринимаемых человеческим носом, но наш сознательный мозг часто не обнаруживает запаха, пока он не станет очень сильным. Когда испытуемые позже узнали об этом запахе, они смогли «воспринять» и распознать его. Возможно, кто-то будет утверждать, что тесты такого рода в некотором роде нечестны и заставляют людей выглядеть смешно, но на практике участники действительно не интерпретировали запах по отношению к обонянию, во время теста в Уоррике они откликались на запах, но на подсознательном уровне.