Диззи Гиллеспи: путь к триумфу
Диззи Гиллеспи известен как человек, поправший если ни все, то многие каноны профессионального исполнительства. Между тем, он всегда был чужд всех новшеств, которые создавали хотя бы небольшое противоречие между джазом и высоким искусством.
Он появился на свет в маленьком городке Южной Каролины в год Февральской и Октябрьской революций. Раскаты всемирных потрясений едва ли доносились до американского городишка, да и вообще жизнь там отличалась однообразием, а для несостоятельных горожан к коим принадлежала и семья Диззи (его отец работал каменщиком), имела и налёт безысходности.
Неудивительно, что музыка с юных лет была для Диззи Гиллеспи, в то время ещё носившего свое настоящее имя Джон Биркс, единственной отдушиной.
После полученного самоучкой обучения игры на духовых инструментах подросток Джон от случая к случаю играл вместе со знаменитыми джазовыми музыкантами: когда те приезжали с концертами в его городок.
В 17 лет его приняли в оркестр Ф. Фэйрфакса. Именно там он поучил псевдоним Диззи. Перейдя в оркестр к Тэдди Хиллу, Гиллеспи сделал ставку на оригинальность приёмов исполнения, и он не прогадал. Музыкальные критики не раз отмечали среди всех музыкантов оркестра его и тромбониста Дики Уэллса.
В 1939 году Диззи стал работать вместе с Кэллоуэя: в том числе, в качестве сочинителя аранжировок. В это время в жизни Диззи произошло одно из важнейших событий: он впервые услышал игру Чарльза Паркера. Именно творчество Паркера стало для Гиллеспи катализатором процесса нахождения собственного исполнительского языка: если до этого Диззи добивался оригинальности звучания главным образом за счёт экспериментирования с ритмом и гармонией, то теперь упор делался на тончайшие нюансы фразировки. Не оставались без внимания и прочие вещи, связанные с перетеканием одного звука в другой, которые обычно считают постигаемыми не столько с помощью таланта, сколько с помощью опыта: Диззи доказал, что за короткий срок их можно не только постигнуть, но и подчинить полёту своей фантазии.
Со скандалом Диззи Гиллеспи разрывает сотрудничество с Кэбом Кэллоуэем, а в 1942 году выходит его пластинка с небольшой пьесой «Хвастун из Нью-Джерси», исполняя которую, Диззи продемонстрировал все свои новые возможности, и, по сути, открыл новый язык джаза. Так начался его путь к настоящей славе, несмотря на то, что она пришла далеко не сразу.